- Нарушение обоняния является одним из характерных признаков COVID-инфекции. Причем, чаще всего речь идет о полном его отсутствии. Но иногда бывают извращенные ощущения - запахи человек воспринимает, как обонятельные галлюцинации, - рассказывает доктор Эдигер.
- Можно привести пример?
- Например, один пациент попытался надкусить соленый огурец и почувствовал сильный запах арбуза. Он перепугался - и был совершенно прав, что перепугался. В итоге это привело к стационарному лечению.
- Александр Владимирович, в последнее время появилась уже несколько научных работ, в которых выдвигаются разные версии причины аносмии при ковид…
- На самом деле, существуют две версии COVID-поражения обонятельного трата. Первая - первичное поражение вирусом центральной нервной системы (включая в первую очередь глубокое поражение головного мозга), то есть, прямой токсический эффект вируса на клетки нервной системы - нейроны и глиальные клетки. Вторая - поражение микроциркулярного русла в ЦНС и соответственно локальное поражение обонятельных нервов. В любом случае, и то, и другое чрезвычайно серьезно. Я, например, склоняюсь к комбинированному варианту - скорее всего, мы имеет дело и с тем, и с другим одновременно.
- Как долго длится у пациентов пропажа обоняния? В Америке описаны случаи, когда запахи не возвращаются у ряда пациентов по три месяца.
- Таких пациентов у нас еще не было, но поражение обоняния при COVID длится достаточно долго. Я наблюдаю случаи аносмии у некоторых пациентов дольше двух месяцев, и я расцениваю это как крайне неблагоприятный симптом, который говорит о том, что поражение ЦНС сложное и надолго.
- На протяжении двух месяцев у пациентов полное отсутствие запахов или частичное?
- В нескольких случаях - полное отсутствие обоняния, которое не восстанавливается, и в нескольких наблюдается частичное восстановление с медленной динамикой. Пока запахи не вернутся, этими пациентами заниматься и заниматься.
- Были исследования о том, что аносмия при COVID связана с продолговатой железой головного мозга…
- Западные публикации существуют, но я не уверен, что эта тема хорошо исследована на сегодняшний день. Только на уровне симптоматики.
- Что же делать?
- Чтобы это понять, нужно развернутая терапевтическая схема, как, например, схема для пациента, у которого случилась транзиторная ишемическая атака, как предвестник инсульта. К таким больным нужно относиться с максимальной серьезностью, как к пациентам, требующим оптимального неврологического подхода к восстановлению структуры нервной системы.
- Какие обследования необходимо пройти тем, кто столкнулся с аносмией при ковид?
- Не нужно заниматься самолечением, необходимо обращение к неврологу высокого уровня, проведение МРТ головного мозга и целого спектра функциональных тестов с изучением, в том числе, кровообращения головного мозга.
- А если запахи восстанавливаются, все может обойтись?
- Это очень хороший признак. Если запахи возвращаются быстро, можно говорить о хорошем форсированном выходе и иммунной системы, и ЦНС из инфекции.
- У одной коллеги запахи вернулись внезапно на фоне стресса. Ей сказали, что это плохо. Это так?
- Это абсолютно неплохо. Если мы говорим о ЭУстрессе (то есть, позитивном стрессе), то он может оказать положительное влияние на ЦНС. Резкое возвращение запахов говорит о значимых изменениях в кровообращении и о гормональном "фидбеке". Сегодня, увы, очень много мифов вокруг того, что происходит в ЦНС.
- У некоторых запахи уходят постепенно – и также постепенно возвращаются…
- Это - один из вариантов. У COVID очень разное течение, он отличается невероятным разнообразием и пестротой клинических вариантов и клиническими масками.
- О чем говорит ситуация, если человек перенес COVID легко, а запахи долго не возвращаются?
- И такое бывает. Это может говорить о локальном, точечном поражении, в том числе, о каком-то микроочаге в ЦНС. Который, к сожалению, так сложилось, привел к выпадению именно обонятельной чувствительности. А в остальном человек может быть здоров. Но этим надо заниматься непременно. Мы стоим на берегу моря под названием "Последствия COVID". Не хотелось бы заниматься прогнозами, но работы у нас будет много.