Российский планетолог рассказал о возможной жизни на Венере

В Институте космических исследований РАН объяснили, что значит обнаруженный западными исследователями в атмосфере планеты фосфин

Теорию о том, что в атмосфере Венеры может быть жизнь, подтвердило Королевское астрономическое общество Британии.

В 50 километрах от поверхности планеты приборы радиообсерватории ALMA в горах Чили и инфракрасный телескоп Джеймса Кларка Максвелла на Гавайях обнаружили вещество фосфин, который считается своеобразным биомаркером. Открытие совершено астрономами из Университета Манчестера, Университета Кардиффа и Массачусетского технологического института. Ранее ученые уже предполагали, что на этой высоте может существовать жизнь.

Комментарий старшего научного сотрудника Института космических исследований РАН Дениса Беляева:

– Поскольку на самой поверхности Венеры условия являются критическими --- при температуре +500 и давлении 90 атмосфер ---  говорить о какой-либо жизни там не имеет смысла. Поэтому ученые сразу обратили внимание на облачный слой, где в капельках могут существовать микроорганизмы.

В 2018 году вышла в журнале Аstrobiology вышла статья о возможных биомолекулах, присутствующих в облаках Венеры, вычисленных по спектрам.

И вот, спустя два года, уже на основе измерений наземного радиотелескопа в том же облачном слое, который обсуждался в предыдущей статье, обнаружен фосфин.

– Почему именно этот слой привлек внимание ученых?

Данный слой атмосферы считается более пригодным для жизни по причине некоторого сходства с атмосферой на поверхности нашей планеты. Температура там колеблется в пределах +30...+50 градусов, а давление составляет примерно 767 мм ртутного столба (или 1 атмосферу).

Считается, что фосфин имеет исключительно абиогенный характер, то есть, не может быть быть образован при отсутствии жизни. Это ядовитое вещество, свидетельствующее о разложении чего-то. На Венере вообще с ядами все в порядке (улыбается). Как вы знаете, ее облака состоят из капелек 75-процентного раствора серной кислоты. Теперь вот появилось некое доказательства, что в этой среде может существовать какая-то жизнь