Жалобы астронавтов МКС на мигрень привели к спору ученых РФ и США

Астронавты, работающие на борту Международной космической станции (МКС), жалуются на головную боль. Эти заявления привели к спорам между учеными России и США.

Так, американские ученые утверждают, причиной космической мигрени стало повышенного содержание углекислого газа в атмосфере станции. Требования по снижению уровня углекислого газа (СО2) были выдвинуты NASA еще в 2008 году после ряда жалоб некоторых астронавтов на наличие головной боли при согласованных уровнях содержания СО2 5-6 миллиметров ртутного столба.

Тем не менее, медицинского обследования экипажа для определения возможных причин головной боли не проводилось, о чем говорится в докладе специалистов Ракетно-космической корпорации "Энергия" (предприятие "Роскосмоса") в журнале "Пилотируемые полеты в космос".

Там напомнили, что в дальнейшем, согласно требованиям американской стороны лимит содержания СО2 в атмосфере МКС последовательно снижали до 4,5, до 4, а затем до 3,2-3,3. В настоящее время он поддерживается на уровне менее 3 миллиметров ртутного столба. Однако жалобы ряда астронавтов на головную боль продолжаются.

Теперь можно было ожидать дальнейшей корректировки летного правила американской стороной. В частности, могло быть дальнейшее уменьшение содержания диоксида углерода. В докладе напомнили, что в американском стандарте SMAC для продолжительности полета 1000 суток содержание СО2 установлено 2 миллиметра ртутного столба.

В целом, NASA на протяжении 20 лет проводит исследования уровня углекислого газа (СО2) на борту космической станции. Эпизоды приступов недомогания были замечены в двух случаях. Это было, когда астронавты работали в ограниченном пространстве с недостаточным количеством воздуха, а также когда экипаж находился в одном месте.

По мнению американских специалистов, после повышения концентрации CO2 у космонавтов ухудшается качество сна. Также повышается раздражительность и утомляемость. Появляется головная боль.

Однако российские и иностранные космонавты не жаловались на головную боль при среднем содержании СО2 в атмосфере станций примерно 6 миллиметров ртутного столба. Об этом напомнили в Роскосмосе. В итоге российские ученые считают, что возможной причиной головной боли у астронавтов США было влияние невесомости. Оно приводит к приливу крови к голове. Также это приводит к тому, что во сне астронавты вдыхают выдыхаемый воздух с повышенным содержанием углекислого газа.

Ранее советник генерального директора "Роскосмоса" Сергей Крикалев озвучил журналистам подробности исследований, призванных выяснить причину образования трещин в российском модуле "Звезда" на Международной космической станции. На данный момент версия об усталости металла исключена. При этом, корпус израсходовал свой ресурс на 40-50%.