Американские ученые уточнили, сколько держится иммунитет после перенесенного COVID-19

Пока длительность вакцинной защиты практически нигде в мире не подтверждена

Повторные заболевания COVID-19 случаются, но не часто. И все же ответы на вопросы, как долго сохраняется иммунитет к ковиду у переболевших, защищает ли он от новых штаммов и от чего он зависит, пока висят в воздухе. Впрочем, вышло несколько обнадеживающих научных работ, которые показали, что часть людей, переболев один раз или получив вакцину, могут надеяться на длительную защиту от ковида в будущем.

Пока длительность вакцинной защиты практически нигде в мире не подтверждена

Москвичка Ирина 33 лет, переболевшая в апреле прошлого года в легкой форме, совсем недавно сдала тест на антитела. Новая тест-система считает их уровень положительным, если значения превышают 50 единиц и доходят до 40 тысяч. Впрочем, эксперты лабораторной диагностики поясняют, что уровень ниже 1300 все же считается недостаточным для того, чтобы чувствовать себя защищенным.

У Марины для этого есть все основания — ее результат показал 23 тысячи единиц. Эксперты, правда, не особо удивляются. «Вероятно, девушка постоянно бустировалась, то есть получала малые дозы вируса от окружающих, чем стимулировала клеточный иммунитет, который тут же реагировал выработкой новых антител. Скорее всего, последний контакт с вирусом у нее был совсем недавно», — предполагает молекулярный биолог Марина Леонтьева.

«Работая с пациентами, я вижу, что переболевшие значительно лучше защищены, чем привитые. Но это, конечно, не значит, что нужно выбрать способ «переболеть». К сожалению, ковид очень коварен, и часто его протекание представляет большую потерю. Несмотря на то, что в группе риска по тяжелому течению находятся преимущественно хронические больные и пожилые, в реанимациях оказывается немало молодых людей, которые до инфицирования были полностью здоровыми. Поэтому для многих людей идея переболеть ковидом равносильна заболеванию бешенством — прямой путь на кладбище», — рассказывает врач-терапевт Максим Савельев.

И все же получается, что длительный иммунитет к SARS-CoV-2 возможен? Понять это важно и для того, чтобы строить прогнозы дальнейшего развития пандемии. Поэтому работы в этом направлении сегодня ведут разные научные коллективы в мире.

Например, согласно данным работы, опубликованной недавно в журнале Nature, иммунный ответ человека на инфицирование SARS-CoV-2 должен сохраняться в течение года. Ученые Медицинской школы Вашингтонского университета в Сент-Луисе пришли к выводу, что даже после легких форм COVID-19 остаются иммунные клетки, которые могут вырабатывать антитела против коронавируса в течение всей жизни. И столь длительная система обороны значительно снижает риск повторного заражения.

Исследование проводилось в группе из 77 добровольцев (большинство болели легко), которые сдавали кровь каждые три месяца после заражения в течение года. Кроме того, 19 из них согласились пожертвовать для науки образцами своего костного мозга. Через 3–4 месяца уровень антител упал почти у всех, но потом вдруг стал расти. А вот резко упоминаемые клетки иммунной системы, плазматические, которые находятся как раз в костном мозге и задача которых — подавать сигнал на выработку антител при новой встрече с вирусом, сохранялись в образцах костного мозга и через 11 месяцев после заражения у всех участников доноров костного мозга, за исключением одного. Это неудивительно, учитывая, что иммунная память на многие вирусы и вакцины остается стабильной спустя десятилетия, а то и на всю жизнь. И эта работа является доказательством того, что у людей, перенесших COVID-19, в костном мозге образуются долгоживущие плазматические клетки памяти, образующие антитела, которые могут поддерживаться на протяжении многих лет, а возможно, и всей жизни.

Четверть века назад стало понятно, что плазматические клетки способны становиться клетками памяти и секретировать антитела для долгосрочной защиты. Плазматические клетки памяти в костном мозге могут сохраняться десятилетиями, а возможно, и на протяжении всей жизни, считают ученые. Поэтому наличие в костном мозге долгоживущих плазматических клеток памяти, которые вырабатывают антитела, — возможно, наилучший «предсказатель» долговременного иммунитета. Достаточно вспомнить, что в 2020 году ученые доказали, что длительность иммунитета к предыдущему пандемическому коронавирусу, SARS-CoV, вызвавшему вспышку в 2003 году, иммунитет сохраняется на протяжении 17 (!) лет. Ибо в крови переболевших и по сей день сохраняются высокие концентрации нейтрализующих антител. Ученые считают, что есть основания полагать, что долгосрочный иммунитет возможен и в случае SARS-CoV-2.

Впрочем, немало сторонников и среди тех, кто считает иммунитет от вакцины более надежным. Например, как считает известный эпидемиолог Илья Ясный, иммунный ответ на инфекцию формируется в условиях стресса, поэтому может сформироваться неполноценным: «Кроме того, в результате естественного инфицирования формируется очень много пулов клеток памяти, В- и Т-лимфоцитов, большинство из которых не имеет протективного (защитного) значения, а иммунную систему истощает. При вакцинации же формируется нацеленный иммунный ответ только на тот белок, который действительно важен для иммунитета — S-белок. Причем формируется в условиях локальной активации иммунитета и в правильном иммуногенном контексте».

Однако пока длительность вакцинной защиты практически нигде в мире не подтверждена. Кроме того, неизвестно, вызывают ли новые вакцины образование плазматических клеток, роль которых в иммунитете пока недооценивается.

Тем временем коллектив ученых, изучавших плазматические клетки, считает, что иммунитет можно значительно усилить даже у выздоровевших пациентов, если вакцинировать их спустя год. В результате образуется больше плазматических клеток, а уровень антител против SARS-CoV-2 становится до 50 раз выше, чем до вакцинации.