Урок на всю жизнь

Ученика школы для одаренных детей переводят в класс уголовников

Школьников в Москве много. Как большинство учатся — сами знаете. Это любимый сюжет наших кинематографистов: делают что угодно, кроме уроков. Учиться не прикольно, не круто и не модно. Но бывают исключения. Поверить в это, прямо скажем, трудно, однако стоит зайти в знаменитую школу на Знаменке, и вы поймете, что попали в другой мир. Несколько лет назад я писала о мальчике, у которого дома случилась беда. Я приехала в эту школу, села на лавочку и стала ждать звонка. Рядом примостились два подростка. Они обсуждали доклад по физике. И очень удивлялись, что их одноклассник не воспользовался данными из последнего номера известного американского научного журнала. Половину произнесенных ими слов я никогда не слышала. Эта пустяковая сценка произвела на меня неизгладимое впечатление. Я вспомнила об этом, когда узнала, что случилось с учеником этой школы весной 2010 года.

Ученика школы для одаренных детей переводят в класс уголовников
Наталья Асатур.

* * *

Событие, о котором пойдет речь, произошло 16 марта. Главный герой нашей истории Вячеслав Жуков учился тогда в 10-м классе.

Слава родился в обычной московской семье. Отец — инженер, а мама — преподаватель музыкальной школы. Слава с детства увлекается физикой. И хотя он унаследовал от отца высокую близорукость, это не мешает ему принимать участие в российских и городских олимпиадах по физике. На его счету — призовые места в 28 олимпиадах. Слава живет в Орехове-Борисове, но каждый день ездит в школу на Знаменке. Однако он никогда не станет героем фильма о современной школе, потому что о таких подростках фильмы не снимают. Слава погружен в науку, много читает и не тратит времени на традиционные подростковые занятия, потому что они ему неинтересны. Он будет поступать в серьезный технический вуз. Английский язык в перечень вступительных дисциплин не входит, но в современном мире без английского далеко не уйдешь, и он попросил родителей подыскать ему репетитора. Целый год он брал уроки английского языка, но так случилось, что часы занятий перестали совпадать с расписанием репетитора. Пришлось искать нового педагога. И Славина мама его нашла. Жуков обрадовался: новая учительница, Наталья Александровна Асатур, жила в соседнем доме.

16 марта Слава пришел на второе занятие.

Он снял куртку, прошел в комнату, сел на стул и наклонился, чтобы достать из рюкзака тетрадь. В этот момент он почувствовал, что ему на шею что-то набросили и душат.

Специалисты знают, что механизм удушения удавкой имеет определенные особенности: мгновенно наступает ограничение дыхания. Кроме того, нападение резко ограничивает возможность сопротивляться. Все вместе плюс внезапность нападения приводит человека в панику.

Слава сделал то, что в подобной ситуации делает любой человек. Он постарался освободиться от удавки и засунул под нее правую ладонь. А в левом кармане джинсов он всегда носил лезвие от перочинного ножа, которое часто использовал для ремонта старенького плеера. Без него он никогда не выходил из дома. Но сидя вытащить лезвие из кармана он, понятно, не мог. Ему пришлось сползти по стулу, чтобы выпрямить ноги. Для того чтобы лезвие не проткнуло карман, он всегда держал его острием вверх. Поэтому он пропорол ладонь, когда удалось протиснуть ее в карман.

Сопротивляясь нападению, он сумел вывернуть руку и зажатым в левом кулаке лезвием нанес удар назад. И понял, что попал, потому что удавка ослабла. Но нападавший навалился на него сзади, и в процессе борьбы Жуков уронил очки. Однако ему удалось выпрямиться, перехватить лезвие в правую руку и повернуться к нападавшему. Он нанес еще несколько ударов и вытолкнул человека из комнаты. И тут до него наконец дошло, что это была учительница. Он заперся изнутри, по мобильному телефону позвонил матери и крикнул: “Вызывай милицию и срочно приходи, все плохо!”

Вячеслав Жуков.

По его голосу мать Жукова поняла, что случилось что-то ужасное, позвонила в милицию и полетела в соседний дом.

Когда она примчалась, у подъезда уже стояла милицейская машина. Дверь в квартиру была распахнута. На тумбочке у входа сидела окровавленная Асатур, а Слава находился в запертой комнате и открыл дверь, только услышав голос матери.

* * *

В этот же день в ОВД “Орехово-Борисово Южное” из больницы №7 поступила телефонограмма о том, что туда доставлена гражданка Асатур с ножевым ранением. Началась милицейская проверка, в ходе которой родители Жукова подали заявление о возбуждении уголовного дела по факту нападения на их сына. А Наталья Асатур подала заявление о нападении на нее.

Сообщение о случившемся мгновенно стало известно журналистам. А так как источником новости были милицейские чиновники, история получила соответствующее освещение: ученик элитной школы набросился с ножом на репетитора. Расторопные корреспонденты телеканала, известного своими “разоблачениями”, рванули в больницу к Асатур. Сюжет получился душераздирающий.

Между тем милиция приняла соломоново решение: в возбуждении дела в отношении Натальи Асатур было отказано, так как она действовала в состоянии необходимой обороны. А в действиях Жукова усмотрели признаки умышленного причинения легких телесных повреждений, однако в возбуждении дела тоже отказали, потому что подростку не исполнилось 16 лет.

Вскоре родителей Жукова пригласили на заседание районной комиссии по делам несовершеннолетних. И там они узнали, что их отбившийся от рук сын может быть направлен “для применения принудительных мер воспитательного характера” в специальную закрытую школу “Шанс”. Не слышали? Это школа для детей, совершивших преступление, но не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности.

Святое дело. Ведь Наталья Александровна Асатур утверждает, что Жуков ни с того ни с сего напал на нее и не убил только потому, что ей удалось вырвать у него нож.

Так кто же на кого напал? И как это выяснить, когда в комнате находились только Жуков и Асатур? Кому верить? Свидетелей-то нет.

* * *

Давайте вернемся на место происшествия. По звонку соседей в квартиру прибыли сотрудники патрульно-постовой службы ОВД “Орехово-Борисово Южное”, то есть два сержанта. Их глазам предстала нехорошая картина: у двери сидит окровавленная пожилая женщина, которая сбивчиво объясняет, что напавший на нее подросток заперся в комнате. И точно: комната закрыта изнутри, и открыть ее удалось лишь после появления матери подростка. Все понятно! Сержанты, привыкшие к интеллектуальной работе с гастарбайтерами, не стали утруждать себя лишними разговорами и сообщили в милицию, что факт нападения на пожилую женщину подтвердился. Поэтому материалы проверки прямой наводкой полетели в отдел по делам несовершеннолетних к инспектору Я.А.Черных.

Инспектор Черных не сочла нужным проанализировать показания участников происшествия и сопоставить их с имеющимися следами, хоть и стыдно напоминать, что обязана была это сделать. Путеводной звездой для нее стал вывод экспертов о наличии у Асатур 19 колото-резаных ранений. Но Черных пренебрегла важнейшим обстоятельством: эксперт смог описать одну-единственную рану правого локтевого сустава.

Остальные телесные повреждения не выделены и не описаны. Так бывает только в тех случаях, когда эксперт имеет дело с царапинами и ссадинами. Назвать их можно как угодно, а вот реально описать, то есть указать глубину и протяженность, нельзя. А кроме того, эти царапины абсолютно не соответствуют фактическим обстоятельствам дела в изложении Асатур. Жуков, по словам Асатур, напал на нее и хотел убить. Тогда непонятно, почему он вооружился лезвием сломанного ножа, которое не так просто вытащить из кармана, а не тесаком, чтобы ударить один раз, но наверняка.

Не поддается никакому объяснению, почему инспектора Черных не заинтересовали телесные повреждения Жукова — она отправила его в травмопункт только под давлением родителей. А врачи, которые осмотрели подростка, обнаружили у него “закрытый перелом средней фаланги 4-го пальца левой кисти (впоследствии оказалось, что это трещина. — Авт.), резаные раны 2-го пальца левой кисти, множественные линейные ссадины кожного покрова в области передней поверхности шеи”.

В день происшествия изъяли одежду, в которой Жуков был в момент происшествия. Однако исследовать ее не стали и позже вернули родителям, а между тем на основании выявленных у Жукова телесных повреждений эксперт Н.В.Ширяева сделала вывод о том, что “имевшиеся у Жукова ссадины причинены травмирующим воздействием тупого твердого предмета, на что указывает непроникающий характер повреждений и их проявление в виде ссадин. Твердый тупой предмет имел ограниченную поверхность, на что указывает локальный характер повреждений. Таким предметом могли быть шнур или веревка, обладающие упругоэластичными свойствами (выделено авт.)”. Кроме того, из заключения специалиста следует, что причинить такие повреждения можно было лишь при условии, что нападавший находился сзади. Там, где Жуков сумел просунуть ладонь, подобных следов нет. Такие следы типичны для механизма удушения удавкой.

Помнится, инспектор Черных вернула родителям опечатанный пакет с одеждой. Они отнесли ее специалистам по молекулярно-генетическим исследованиям. И те обнаружили в верхней части спинки жилета Жукова следы его крови.

Черных пришла к выводу, что это Жуков напал на Асатур. Но что же делать с этими следами, которые на языке специалистов называются объективными доказательствами? Если напал Жуков, откуда же на его спине кровь? Его кровь — откуда? Получается, он бил Асатур, стоя к ней спиной? Попой, что ли? И как же в процессе нападения попой на его шее появились следы удавки?

Судя по всему, для инспектора Черных ответ на эти вопросы — непосильный труд. Поэтому адвокат Жуковых обратился в Нагатинский суд с жалобой на отказ в возбуждении уголовного дела в отношении Асатур. Жалоба подана 5 октября. Однако до сих пор Нагатинская прокуратура препятствует его ознакомлению с материалами проверки.

Доходит до драматических эффектов. Перед заседанием адвокат заходит к помощнику судьи: можно ознакомиться с материалами? Можно, вот оно. Адвокат подписывает у судьи разрешение на использование фотоаппарата в здании суда и спускается на улицу, так как фотоаппарат остался в машине. Спустя пять минут он возвращается. Помощник судьи говорит: а дело только что забрал сотрудник Нагатинской прокуратуры. Все это время у кабинета судьи сидела мать Жукова. В зал никто не входил и из зала не выходил. Материализация чувственных идей?

Думаю, ответ прост. В деле имеется объяснение матери Жукова от 16 марта 2010 года. Однако никаких объяснений она в этот день не давала. И подпись на документе не ее. Из того, что матери Жукова удалось прочесть, следует, что описанные в объяснении события не соответствуют действительности. В частности, указано, что она появилась на месте происшествия, когда Асатур уже спускалась к машине “скорой помощи”. Получается, она не может описать, что увидела, когда вошла в квартиру, и как вел себя ее сын. Тогда в распоряжении следствия остаются только показания дочери Асатур, которая, естественно, защищает свою мать и утверждает, что поведение Жукова было неадекватным.

Следственный комитет при прокуратуре Москвы изучил материалы проверки происшествия и отменил постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. И дал указание проверить доводы Жукова о том, что “причинение им телесных повреждений Асатур явилось следствием самообороны, вызванной внезапным нападением Асатур Н.А.”.

Однако следователь СК при Нагатинской прокуратуре Артем Николаевич Новиков уже заявил родителям и адвокату Жукова, что в любом случае в возбуждении уголовного дела откажет.

Между тем из материалов дела следует, что после происшествия Н.Асатур была госпитализирована в НИИ психиатрии. А это имеет принципиальное значение для оценки всех обстоятельств дела. Если она страдает психическим заболеванием, это объясняет внезапное нападение на Жукова, тогда как нападение Жукова на Асатур нельзя объяснить ничем. И никакими доказательствами не подтверждается.

Если следователь Новиков оставит без внимания важнейшие вопросы, возникающие при знакомстве с этим делом, виновным может быть назначен Слава Жуков.

Я уже не говорю о том, что будет поставлен крест на судьбе будущего физика. Главное, что опасные для жизни уроки английского языка могут быть продолжены. И однажды удавка затянется. Кто ответит за это?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру