Теперь Михаила Сергеевича не будет на экране как минимум ближайшие пять лет. До следующего юбилея, дай ему Бог здоровья. Конечно, это не только его участь, а всех более или менее медийных товарищей. Но Горбачев — отдельная песня. Он так неудобен, не нужен, не любим нашим телевидением. Оно его на дух не переносит. Выдает только по большим праздникам.
Действительно, скажет чего-то не то, неполиткорректное, а потом думай, что с этим делать. Как бы чего не вышло. Несколько лет назад его даже на ТЭФИ пригласили, он опять что-то против ветра сказанул, его и вырезали. Так лучше с ним вообще не связываться!
А вы видели, как он на своего коллегу Медведева смотрел, когда тот его в Кремле награждал, а потом книжку Витте подарил? Нет, такое лучше крупным планом не давать. А как Михаил Сергеевич про Путина высказывается, слышали? Только кто же его посадит, он же памятник.
Наверное, нынешняя элита над ним посмеивается в ладошку: вот мы бы так страну не раздербанили, к геополитической катастрофе не привели. Они все умны задним числом. Они сиюминутны, а он уже в истории.
Леонид Парфенов и Николай Сванидзе сделали все что могли. И как могли. Парфенов опять набрал форму, растерянную было в программе “Какие наши годы!”. Может, чуть переборщил со сверхоптимистичными собственными стендапами, но, цепляясь за перестроечные жаргонные горбачевские фразочки (не мышление, а мЫшление), родимое и временами смываемое с газетных полос пятно, лихую смену картинок и звуковых файлов, сделал фильм о времени в своем неповторимом стиле. Процесс пошел. И закончил на щемящей ноте: Михаил Сергеевич под аккомпанемент Макаревича поет романс в память о Раисе Максимовне.
Сванидзе был суше, строже. Все-таки его герой не Горбачев, а Ельцин. Зато с каким же смаком, кайфом рассказал о гласности, о толстых журналах, об “Огоньке” — Парфенову и не снилось. Наверное, это что-то очень личное.
А Леонид Млечин сделал свое кино просто о большой и чистой любви Михаила Сергеевича и Раисы Максимовны. Любовь как главное его достижение — выше страны, перестройки, выше всех его политических, но таких объяснимых грехопадений.
Фильмы этих мэтров совсем не для галочки. День Горбачева удался на славу. Один день Михаила Сергеевича. В стране, где одним он уже до лампочки, другие его просто тихо ненавидят. В этом смысле телевизор поднялся над обыденностью, над серой массой и совершил-таки свое благородное действо. Чтобы после забыть о нем.
Но для первого и последнего президента СССР все это как укус комара. Он уже собирается в Англию, в город Лондон. Туда, где его обожают и готовы показывать по ТВ хоть каждый божий день.