Повесть о настоящем Игнатенко

Как руководитель ИТАР-ТАСС сделал Джорджа Буша президентом

70 лет исполняется сегодня генеральному директору ИТАР-ТАСС Виталию Игнатенко. Глава крупнейшего информагентства страны на протяжении почти двух десятилетий, бывший вице-премьер РФ, бывший пресс-секретарь Президента СССР — по количеству постов и регалий никто из руководителей отечественных СМИ не может соперничать с юбиляром. Но любят и ценят его не только за это: Виталий Игнатенко — один из немногих лидеров российского журналистского сообщества, о котором никто из коллег не говорит плохо.

Как руководитель ИТАР-ТАСС сделал Джорджа Буша президентом

Как-то раз, в разгар ельцинской эпохи, Виталий Игнатенко давал очередное интервью “МК”. То было время, когда, следуя примеру президента, все высшие сановники повально начали увлекаться теннисом. Поэтому, задавая вопрос “а какое у вас хобби?”, юная журналистка заранее предвкушала. Ее ожидания не были обмануты. Она услышала заветное слово “теннис” и ехидно произнесла: “Ну да, понятно!” “Ничего вам не понятно, — сразу же парировал Виталий Игнатенко. — Теннисом я начал заниматься еще при Сталине!”

Мне кажется, что этот маленький эпизод может считаться символом карьерных успехов Виталия Игнатенко. Юбиляр — исключительно опытный политик. Но на гребне волны он оказался вовсе не потому, что умело прогибался и шел по трупам. Наверх Игнатенко вынесли иные качества его характера.

Такой широтой карьерного охвата, как у Виталия Игнатенко, могут похвастаться очень немногие. В “Комсомольской правде” он начал стажером и дошел до заместителя главного редактора. Затем были должности заместителя заведующего отделом международной информации ЦК КПСС, главного редактора элитного журнала “Новое время”. Но настоящий звездный час наступил для Виталия Игнатенко в августе 1991 года.

Орден первый, но не последний: председатель президиума Верховного совета Украины Иван Грушецкий награждает молодого Виталия Игнатенко, 70-е годы.

Считающий себя учеником Виталия Игнатенко главный редактор “Российской газеты” Владислав Фронин рассказал мне очень забавный эпизод. Однажды, в бытность Виталия Никитича заместителем главного редактора “Комсомольской правды”, в гости в газету пришла группа работников ТАСС. Труженики “Комсомолки” любили шутить над всеми и вся. И в духе этой традиции Игнатенко вот как приветствовал собравшихся гостей и своих коллег по газете: “Здравствуйте, уважаемые журналисты и тассовцы!”

Это была одна из немногих шуток Игнатенко, которая впоследствии обратилась против него самого. Вскоре после краха ГКЧП он получил назначение на должность руководителя ИТАР-ТАСС.

Это кресло в государственной иерархии традиционно считалось одним из самых престижных. Но новому генеральному было не до радости от карьерного взлета: ему пришлось срочно спасать агентство и его репутацию.

В рамках борьбы с “опостылевшими коммунистическими символами” Ельцин решил переименовать Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС) в Российское информационное телеграфное агентство (РИТА). Как это часто бывает в России, в революционном запале наша власть вместе с водой вышвырнула и ребенка. Аббревиатура ТАСС давно превратилась в бренд, известный во всем мире. Переименовать агентство — значило нанести ему удар под дых.

“Спасти ТАСС” Игнатенко удалось с помощью своего фирменного чувства юмора. Вот как он сам рассказал об этом много лет спустя: “В одной из стран Ритой называют девушек легкомысленного поведения. Я написал записку Борису Николаевичу: мало того, что мы вторая древнейшая профессия. Вы еще хотите назвать нас именем первой!” Аргумент оказался убийственным. На божий свет в конечном итоге появилась чудовищная по своей громоздкости словесная конструкция: Информационное телеграфное агентство России — Телеграфное агентство стран Содружества. Но бренд ТАСС был спасен.

Михаила Горбачева его бывший пресс-секретарь Игнатенко (третий справа) до сих пор считает самым впечатляющим отечественным политиком из тех, с кем ему довелось встречаться.

Во время следующего путча — в октябре 1993 года — ТАССу и его генеральному директору пришлось пережить даже еще более сложные моменты. В здание агентства ворвались боевики Руцкого— Хасбулатова. Угрожая оружием, они требовали поставить на ленту ТАСС сообщение: “Режим Ельцина низложен!” Судьба власти тогда висела на волоске. Нарушить баланс в пользу той или иной стороны могло что угодно — например, обладающее огромным символическим значением сообщение главного информационного агентства страны. Но Виталий Игнатенко и его подчиненные нашли в себе мужество рискнуть жизнью и отказать непрошеным гостям.

Еще Виталия Игнатенко отличает феноменальное политическое чутье. Даже когда юбиляр шутит, он часто попадает в точку. В середине 90-х годов генеральному директору ИТАР-ТАСС довелось плотно пообщаться с недавно избранным губернатором Техаса Джорджем Бушем-младшим. Губернатор и его заявления о симпатии к России произвели на Виталия Игнатенко такое сильное впечатление, что он сказал своему визави: “Если бы у Америки был такой президент, мы бы горя не знали!”

Как рассказал мне недавно сам Виталий Игнатенко, в ответ Буш искренне засмущался: “Да вы что?! У меня есть политически перспективный брат (тогдашний губернатор Флориды Джеб Буш. — “МК”) и отец — бывший президент!”

Скромный пророк: идею баллотироваться в президенты США Джорджу Бушу-младшему (в центре) одним из первых подал Виталий Игнатенко (второй слева во втором ряду).

Как мы все смогли убедиться, слова “мы бы горя не знали!” оказались чрезмерно оптимистичными. Но сам по себе посыл Игнатенко, видимо, очень сильно впечатлил Буша. Став президентом, он часто передавал руководителю ТАСС приветы: мол, вы были одним из самых первых, кто озвучил эту идею!

Говорить о достоинствах юбиляра можно и дальше. Но поговорим лучше о том, как он сам оценивает окружающую действительность — и прежде всего современное состояние российской журналистики.

Как и следовало ожидать, эта оценка довольно мрачна. Лучшим временем для нашей профессии Виталий Игнатенко считает эпоху перестройки. “Тогда в газетах джентльмены писали для джентльменов”, — сказал мне глава ИТАР-ТАСС. Сейчас же, по мнению юбиляра, джентльменского в российской журналистике осталось очень мало: “Часто можно услышать от нашего брата-журналиста: “Нам не дают! Власть не такая!” Но очень во многих случаях такие слова призваны лишь отвести критику от самих себя. В профессии появилось очень много случайных людей. Одни СМИ превратились в замаскированные пиар-службы. Другие ощутимо кренятся в сторону чернухи. По-настоящему качественно в сфере СМИ работают лишь серьезные бренды. Одним из них является, например, “МК”.

Видит ли Виталий Игнатенко наметки на грядущие изменения к лучшему? Глава ТАСС убежден: “Рынок, на который многие уповают, исправить изъяны российской журналистики не сможет. Все мои надежды связаны с новым поколением журналистов. Периодически общаясь с многими из них, я вижу: у них сердца еще для чести живы. Главное теперь — не потерять таких людей!”

Во время написания этого материала я задумался: большинство ярких деятелей 90-х, не говоря уже о более ранних временах, давно пребывают в политическом небытии. Почему же Виталий Игнатенко по-прежнему на коне? Почему в свои семьдесят он выглядит максимум на пятьдесят?

Проще дать ответ именно на этот, последний вопрос. Каждый день в 7.30 утра Виталия Игнатенко можно найти на теннисном корте. Каждый день в десять вечера он отходит ко сну.

Но в чем же секрет политического долголетия главы ИТАР-ТАСС? У каждого может быть свой вариант ответа на этот вопрос. Но лично для меня блистательная карьера Виталия Игнатенко является бесспорным доказательством: наверху могут долго удерживаться и порядочные люди.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру