Война без правил

Москвич борется за право жить на улице

«Мобильный домик под яблоней» — это не поэтическая метафора, а вполне конкретный адрес, по которому почти два года живет москвич Рафаэл Гюльбекян. Сегодня он отстаивает конституционное право гражданина России жить там, где ему хочется.

Москвич борется за право жить на улице

Его кемпер — жилой автомобильный прицеп — многие знают в округе. Место выбрано не случайно. Здесь все знакомо: каждая дорожка и каждое дерево. Из окна автоприцепа виден многоэтажный дом, где у Рафаэла еще недавно была квартира.

«Мы богатые бомжи», — говорит Рафаэл, предлагая мне чай с отличным черным шоколадом. «Мы» — это он и Япп, прелестный щенок породы акита-ину. Помните фильм «Хатико»? Трогательный японский увалень с толстыми лапами сразу понял, что говорят о нем, завилял хвостом и радостно лизнул меня в щеку. «Сидеть, — командует хозяин. — Покажи, как ты умеешь сидеть!» Но Япп и не думает выполнять. «Он, как российский чиновник, без взятки ничего не хочет делать», — грустно улыбается Рафаэл.

Шесть камер видеонаблюдения по периметру домика. Газовый баллончик, электрошокер — у Рафаэла в каждом кармане легальное средство самообороны. Он в любой момент готов к нападению извне и живет по принципу «мой дом — моя крепость».

При этом Рафаэл совсем не похож на Рэмбо. Невысокий, немолодой, в сильных очках.

Изнутри кемпер напоминает скромный гостиничный номер, а точнее, каюту парохода, маленькое уютное пространство. Ни пылинки, ни соринки. Холодильник, газовая плита, умывальник, отдельная мойка для посуды, туалет, пылесос, генератор напряжения — все блага цивилизации. А еще телевизор, радио, компьютер с принтером и выходом в Интернет.

Много лет назад Рафаэл родился в Тбилиси, окончил университет с дипломом радиофизика. Перебрался в Москву после развала СССР. Перед самым финансовым кризисом он получил удачный долларовый контракт и, пока многие разорялись, заработал свой первый серьезный капитал, которым правильно распорядился — купил квартиру. Тогда эта жилплощадь в Конькове стоила всего 28 тысяч долларов.

А в один прекрасный день Рафаэл оказался на улице. Семья и квартира остались за скобками. В том, что произошло, он винит только себя. И добавляет: «Мне кажется, любой человек может попасть в такую ситуацию».

Он не хочет рассказывать, почему оказался без привычного жилья.

Самая острая боль — невозможность общения с маленькой дочкой. «Я ее очень люблю. Знаете, когда у тебя в 50 лет появляется ребенок, о котором мечтаешь всю жизнь, это чудо!» — признается он. Щенка он тоже купил для девочки, но она его пока не видела, только на фотографиях.

Кличка Япп — аббревиатура, расшифровывается просто: «я папин подарок».

Стоял себе кемпер под яблоней, никому не мешал, никаких законов не нарушал, просто многие удивлялись такому необычному дому.

Под Новый год кто-то даже повесил на дверь прицепа пакет с подарками: конфетами, свечкой и бумажным ангелом, раскрашенным детской рукой.

Но однажды обитателям домика объявили войну. Все началось с отставного полковника МВД Виталия Ивановича Иванова. Бывший милиционер властью нынче не облечен, но ходит в форме с погонами. Под два метра ростом, косая сажень в плечах — настоящий полковник.

Он заявил: «Вам надлежит отсюда уехать!» Рафаэл спросил: «Куда? И зачем?». Отставник ответил: «А куда хотите! На вас мне жители жалуются!». На вопрос Рафаэла: «А вы вообще-то кто? Вы же отставник на пенсии!» — последовал ответ: «Я старший по 10-му подъезду!».

Когда недавно на улице укладывали асфальт, полковник оказался поблизости и дал команду рабочим отодвинуть кемпер, толкнуть его трактором, якобы он мешает работам. Что-что, а командовать он умеет.

Рабочие с испугу даже приняли его за генерала. Если бы Рафаэл в этот момент отсутствовал в домике, последствия были бы драматичными: домкраты, на которых стоит автоприцеп, сложились бы и поломались, и махина весом более полутора тонн грохнулась бы на асфальт вместе со всем содержимым. Это могло привести к взрыву газовых баллонов, входящих в комплектацию домика.

В самый разгар зимы им обрезали провода. Соседний магазин разрешал Рафаэлу подключаться к своей гирлянде на яблоне, под которой стоит домик. «На два часа в день, вечером, пока на яблоне горела электрогирлянда, я мог подключаться и заряжать аккумуляторы, — рассказывает он, — но потом провода обрезали люди из ДЕЗа по указанию управы».

В самые жестокие морозы спасал генератор. Полкиловатта электричества. Много это или мало? Когда стрелка термометра падает в синее поле и газ замерзает в баллонах и не горит, соотечественник Яппа, японский генератор «Хонда», исправно выдавал электричество и обогревал домик.

Иногда в домике было так зябко, что щенок спал в спальном мешке. К утру вода в его миске превращалась в лед.

«Управа Коньково дала указание ДЕЗу убрать нас любыми способами, — продолжает свою историю Рафаэл. — Обещали снять премию дворникам, пока мы находимся на территории, а дворники ничего не нашли лучше, как на собрании принять решение нас сжечь…»

Я спросила Рафаэла, долго ли он собирается держать оборону. Все-таки страшно жить как на вулкане и быть в любой момент готовым к неприятным ЧП.

«Я бы мог купить домик в деревне под Москвой и уехать, но вынужден пока находиться здесь из-за необходимости присутствия в судах. Я болен, и ездить издалека в Москву мне сложно, и потом это мое конституционное право: жить, где хочу, которое я буду защищать!».

Осталось только добавить, что у щенка по кличке Япп есть свой сайт в Интернете. Маленький самурай ведет свою летопись событий из жизни домика под яблоней. Он хоть и японец по происхождению, но по рождению настоящий россиянин, и, значит, он тоже имеет право «свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства», как записано в российской Конституции.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру