Открыта тайна Балтики, которой полтора века

Поисковики-дайверы нашли на дне моря старинный линкор

17.05.2013 в 16:29, просмотров: 6187

Этого счастливого случая пришлось ждать почти 156 лет. Несколько дней назад на дне Балтийского моря обнаружен линейный корабль «Лефорт», погибший осенью 1857 г. и унесший с собой в пучину жизни 826 человек. Трагедия русского линкора входит в двадцатку крупнейших морских катастроф мира и лишь теперь появилась возможность узнать правду о ней. На состоявшейся в ИТАР-ТАСС пресс-конференции корреспондент «МК» встретился с поисковиками, обнаружившими легендарный «Лефорт».

Открыта тайна Балтики, которой полтора века

Неожиданная находка ожидала участников экспедиции «Поклон кораблям победы» всего в сотне миль от Петербурга – в проливе между островами Гогланд и Большой Тютерс.

– Для нас это стало сюрпризом, – рассказывает руководитель экспедиции Константин Богданов. – Ведь группа занималась поисками подводной лодки Щ-320, погибшей во время Великой Отечественной. В тот день, 4 мая мы «прозванивали» дно более 5 часов без всякого результата, и уже на последнем галсе, когда собирались завершать работу, вдруг гидролокатор «нарисовал» на экране какой-то крупный объект длиной около 60 м, высотой 15 м. Глубина в этом месте достаточно большая – 68 метров, и запас необходимой для погружения дыхательной смеси оказался только у одного из участников экспедиции, Михаила Иванова. Он и отправился на разведку...

Буквально через 5 минут после встречи с затонувшим кораблем дайверу стало ясно: найден «Лефорт». 84-пушечный линкор был построен на Адмиралтейской верфи в 1835 г. Это был один из последних по времени «классических» деревянных парусных кораблей русского флота. 23 сентября 1857 г. во время перехода на зимовку из Ревеля (Таллина) в Кронштадт «Лефорт» попал в шторм и неожиданно опрокинулся и затонул. При этом погиб не только весь экипаж, но и плывшие на корабле члены семей моряков – 53 женщины и 17 детей.

– Корабль прекрасно сохранился, – делится впечатлениями Михаил Иванов. – Обследуя его верхние палубы, мы нашли главный штурвал, одну из шлюпок, пушки-коронады в ютовой надстройке, личные вещи экипажа... А первое, что попалось на глаза, когда проникли в адмиральский салон, – лежащий на досках пола парадный адмиральский палаш...

– За все прошедшие десятилетия «Лефорт» лишь немного «ободрали» рыболовецкие тралы, – уточняет другой участник экспедиции, оператор Сергей Кравчук. – Сетями сорвало деревянные украшения на корме, обломило бушприт и «сковырнуло» расположенного под ним резного гербового орла. От него остались только лапы и нижние фрагменты крыльев...

Поисковиков поразило, насколько полностью там, на дне, сохранились следы трагедии, разыгравшейся более полутора веков назад: «Мы натыкались на останки людей. Причем они так и остаются до сих пор в тех позах, в которых их застигла смерть – уцепились за борт, схватились за ванты... Во время кораблекрушения на «Лефорте» сломало все три мачты. Рухнув вниз, они при страшной качке стали перекатываться по палубе, круша все вокруг, опутывая людей обрывками такелажа...»

– Работать было не просто, – рассказывает Константин Богданов. – Температура воды всего 2-3 градуса, так что долгих погружений из-за холода не могло получиться. Мы обследовали в итоге лишь две верхние палубы.

– Какова же может быть дальнейшая судьба «Лефорта»?

– Это последний из крупных кораблей «парусной эпохи», затонувших в восточной части Балтики и еще остававшийся ненайденным, – поясняет главный научный сотрудник Института военной истории Мирослав Морозов. – «Лефорт» не только уникальный памятник эпохи парусных кораблей, но еще и крупнейшее воинское захоронение. Требуется обеспечить месту, где обнаружен затонувший линкор, необходимый юридический, мемориальный статус. Конечно, предстоит очень кропотливая работа по обследованию линкора. Уже с начала этого года Русское географическое общество начало активно прорабатывать вопрос о музеефикации подводных археологических объектов. Судя по данным участников экспедиции состояние корабля позволяет говорить о возможности его подъема, однако это очень дорого и, главное, может ускорить гибель уникального объекта.

– Воды Балтики, благодаря своему минеральному составу, являются уникальным «консервантом» для деревянных кораблей, – пояснил Иванов. – В любом другом месте от «Лефорта», благодаря усилиям морского червя, за полтора века остались бы только киль и железные фрагменты. А здесь линкор сможет пролежать в достаточно хорошем состоянии еще не одно столетие. Между тем современный опыт консервации поднятых со дна старинных кораблей, увы, не дает надежных гарантий сохранения, – в этом уже убедились шведы, поднявшие в свое время со дна старинный военный корабль «Ваза» и поставившие его в специально построенном музейном помещении: несмотря на все усилия скандинавских специалистов, и принимаемые ими меры, корабль-ветеран постепенно ветшает, древесина его конструкций теряет свою крепость. Так что, вероятно, правильным будет оставить нашу находку там, на глубине, и впоследствии, возможно, обустроить некую систему, позволяющую желающим побывать на дне моря и своими глазами увидеть легендарный корабль.

– В наших планах организовать еще две экспедиции на «Лефорт», – уточняет Богданов. – Первая из них будет посвящена детальному обследованию всех «закоулков» корпуса линкора, в том числе его нижних палуб, трюмов, и выявлению истиной причины гибели корабля. А цель второй экспедиции – отснять видеоматериалы, необходимые для создания виртуального музея – 3D экскурсии по палубам и отсекам «Лефорта». Надеемся, что следующее «рандеву» с «Лефортом» состоится в июле-августе нынешнего года. Нужно торопиться: есть сведения, что нашей находкой уже заинтересовались многие любители морской археологии, которые хотят посетить обнаруженный на дне «Лефорт». Поэтому сохранность его, тех старинных предметов, которые сохранились на борту, теперь под угрозой. Надеемся в этой ситуации на помощь Министерства обороны России и других заинтересованных организаций.

00:46