Санта-Клаус отправился в путь с подарками: откуда взялся этот рождественский персонаж?

Американцам в прошлом запрещали отмечать Рождество – почему?

В преддверии западного Рождества Санта-Клаус начал свое путешествие вокруг Земли, чтобы поздравить всех с праздником и вручить подарки. Об этом, как водится, сообщило Объединенное командование ПВО США и Канады (NORAD), с 1955 года отслеживающее перемещения Санты по свету.

Американцам в прошлом запрещали отмечать Рождество – почему?

Согласно данным NORAD, Санта-Клаус вылетел из своей резиденции на Северном Полюсе на санях, запряженных девятью оленями. Как сообщает сайт Объединенного командования ПВО США и Канады, Санта обычно начинает свое путешествие с южной части Тихого океана, затем наносит визиты в Новую Зеландию и Австралию. Далее он направляется в Японию, затем на азиатский материк, откуда движется в Африку. Затем его маршрут выглядит так: Европа, Канада, США, Мексика, Центральная и Южная Америка.

Согласно полувековым наблюдениям NORAD, рост Санта-Клауса составляет около 5 футов 7 дюймов (1 м 70 см), а вес – приблизительно 117 кг.

* * *

Прообразом Санта-Клауса стал живший в III-IV веках святой Николай, архиепископ Мир Ликийских (города Миры в Ликийской области Малой Азии), чудотворец. Этого христианского святого чтят как в западной, так и (особенно) в восточной христианских традициях. В России Николая Чудотворцу было посвящено больше храмов, чем любому другому святому.

Святой Николай известен как небесный покровитель путешествующих, моряков, заступник от пожаров и разбойных нападений, защитник оклеветанных и невинно осужденных, и вообще помощник во всяких сложных житейских ситуациях. Словом, он известен как самый демократический, самый простой и доступный, житейский святой. Мощи святителя Николая покоятся в итальянском городе Бари (регион Апулия), куда съезжаются как католические, так и православные паломники из разных стран (и особенно из России).

Святитель Николай жил на территории современной Турции, хотя сейчас принято считать, что родина Санта-Клауса – Лапландия или Северный полюс.

* * *

Санта-Клаус стал одним из главных персонажей рождественско-новогодних праздников благодаря Америке. Куда, в свою очередь, его «завезли» переселенцы из Голландии, где почитался Синтаклаас (или Синтерклаас), даривший детям подарки (правда, не на Рождество и не на новый год, а на 6 декабря, день Святого Николая).

Самые ранние упоминания о святом Николае в американской литературе историк Дэниэл Бурстин относит к 1809 году, когда в книге Вашингтона Ирвинга «История Нью-Йорка, рассказанная Никербокером» появилось описание путешествий святого Николая по небу в коляске с описанием разных особенностей его характера.

В 1863 году Томас Наст, автор серии рождественских рисунков для журнала «Харпер уикли», дал ему имя Санта-Клаус и описал как маленького пузатого человечка с веселым лицом и белой бородой.

На картинках, озаглавленных «Санта-Клаус и его работа», видно, как одетый в теплые одежды Санта среди льдов и сосулек высматривает через подзорную трубу послушных детей, как просматривает в книжке (значительно больше его роста) записи о поступках детей, как изготавливает за верстаком игрушки, шьет кукольные платья и развозит подарки на упряжке из трех оленей.

В конце 19-го века вера в Санта-Клауса, созданного Настом стала символом детской невинности и сердечной доброты взрослых.

Одновременно происходит коммерциализация Санты, которого американский историк Бурстин в своей книге «Американцы: Демократический опыт» назвал «покровителем общенациональной торговой вакханалии». Универмаг, по словам историка, стал самым подходящим обиталищем для американского Санта-Клауса. Именно его появление способствовало тому, что праздник начинался не в церкви, а в магазине.

В 1914 году хорошо организованная «Ассоциация Санта-Клауса», штаб-квартира которой находилась в Нью-Йорке, провозгласила, что будет бороться за сохранение веры детей в Санту. Сотрудники этой ассоциации получали на почте все письма, адресованные Санта-Клаусу, и отвечали от его имени или посылали подарки.

Были созданы «школы» для настоящих Санта-Клаусов. Первая такая школа появилась в городе Альбионе (штат Нью-Йорк) – там слушатели знакомились с элементами костюма Санты, учились носить бороду, играть с детьми и т.д.

Со временем дело дошло до того, что кое-кто стал возмущаться вездесущими «Сантами». В 1939 году сенат штата Калифорния законодательно ограничил деятельность Санта-Клаусов – как возмущался один из калифорнийских сенаторов, Санты продавали все что угодно – от бутылок пива до автомобилей. А в 1948 году городской совет Бостона обратился к мэру с предложением разрешить работу во время Рождества только одному Санта-Клаусу, потому что «Санта-Клаусов можно встретить на любом углу, и дети начинают сомневаться в его реальности».

* * *

В нашей стране коллегой Санта-Калуса, как известно, является Дед Мороз. В России впервые литературная обработка фольклорного и обрядового Мороза дана в опубликованных в 1840 году «Детских сказках дедушки Иринея» В.Ф. Одоевского. Как пишет автор исследования «Русская елка» Елена Душечкина, в педагогической сказке «Мороз Иванович» этот персонаж предстает в роли доброго, но справедливого воспитателя и наставника.

Во время антирелигиозной кампании 1920-х гг. в Советской России Дед Мороз рассматривался как «продукт антинародной деятельности капиталистов». В частности, в 1927 году в изданных в Туле материалах по антирелигиозной пропаганде утверждалось, то «ребят обманывают, что подарки им принес дед-мороз.... Господствующие эксплоататорские классы пользуются «милой» елочкой и «добрым» дедом-морозом еще и для того, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала».

Реабилитация Деда Мороза произошла в СССР после того, как была «реабилитирована» новогодняя елка в 1935 году. А во время Великой Отечественной войны Деда Мороза можно было видеть на открытках изгоняющим фашистов.

Санкции не испортили отношения между Дедом Морозом и Сантой Клаусом

Смотрите видео по теме