Как сообщает Международное информационное агентство «Фергана», на днях о введении обязательного взвешивания пассажиров перед посадкой в самолет объявила узбекская национальная авиакомпания «Узбекистон Хаво Йуллари», «борта» которой летают в том числе и в Россия.
Анонсируя подобное нововведение, узбекский авиаперевозчик ссылается на правила Международной ассоциации воздушного транспорта. Там указано, что «авиакомпании должны регулярно проводить процедуры предполетного контрольного взвешивания пассажиров и ручной клади для соблюдения требований, обеспечивающих безопасность полетов». Согласно информации, переданной пресс-службой Национальной авиакомпании, процедура взвешивания будет происходить после прохождения пассажиром регистрации на рейс и до попадания его на борт самолета. Для этого в зоне выхода на посадку устанавливаются специальные весы.
Логика новации понятна. Ведь перевозка слишком «увесистых» граждан приводит к расходованию самолетом дополнительного топлива, а это влечет за собой дополнительные убытки. И, оказывается, существенные. Несколько лет назад эксперты подсчитали, что перевозка всего пары дополнительных килограммов веса в расчете на каждого пассажира авиакомпании, которая ежедневно осуществляет рейс из Нью-Йорка до Токио и обратно, влечет за собой расходы более 100 тысяч долларов в год.
Конечно, летающую общественность наверняка заинтересует, какие нормы «живого веса» вводятся узбекскими транспортниками, и какие последствия ждут тех пассажиров, кого окажется слишком «много». Увы, на сей счет ясности среднеазиатский авиаперевозчик пока не внес. «Узбекистон хаво йуллари» через свою пресс-слубу лишь сообщает, что в бланке регистрации результатов взвешивания будет указана только категория пассажира – мужчина, женщина или ребенок, а «в остальном гарантируется полная конфиденциальность результатов».
Корреспондент «МК» попытался выяснить «показатели тучности», на которые могут ориентироваться авиаторы. Вот что рассказал врач, специалист в области диетологии, Вадим Ляхов:
– Норму можно определить по формуле индекса массы тела, одобренной в свое время Всемирной организацией здравоохранения. В ней учитывается соотношение роста и веса: вес человека, измеренный в килограммах, делят на квадрат его роста, измеренного в метрах. Нормой для телосложения является результат от 18,5 до 24,9. Все, что свыше – это уже излишки, причем, если индекс «зашкаливает» за 30,0, то речь идет о явно выраженном ожирении.
Будут ли узбекские авиаперевозчики ориентироваться именно на эти показатели? А одежда человека? А его ручная кладь?
Вес пассажиров серьезно влияет в том числе и на организацию полетов. Еще в середине 1990-х в Европе были введены параметры безопасного полета, рассчитанные исходя из принятого тогда среднего веса пассажиров. Согласно им, стандартно одетый среднестатистический пассажир-мужчина с его ручной кладью «тянет» на 88 килограммов, а женщина – на 70. Именно такие исходные данные заложены при определении нормативной загрузки воздушного судна.
Некоторые зарубежные авиаперевозчики уже практикуют применение «компенсационных» мер в отношении к своим слишком массивным пассажирам. Например, индонезийская и одна из британских авиакомпаний решили брать с них дополнительную плату, а лидер авиационных перевозок из Франции требует от людей, страдающих ожирением, приобретать билет дополнительно еще на одно место в салоне и таким образом в полете «сидеть на двух стульях».
Теперь к этим первопроходцам намерены присоединиться и их коллеги из Узбекистана. Впрочем, судя по информации пользователей соцсетей в Интернете, в минувшее воскресенье процесс обязательного «восхождения на весы» в международном аэропорту Ташкента еще не стартовал.
Тенденция, однако, на лицо. Так что, граждане, собираясь в дальний полет, дружно, все, как один, садимся на диету!