Вместо «золотых грузовиков» под Вязьмой эксперт посоветовал искать два других клада

Более реальными специалист считает золото Колчака и чемодан сокровищ из Керчи

Опубликованное в немецкой прессе известие о том, что под Вязьмой обнаружены 100 тонн золота в грузовиках, которые в 1941 году эвакуировали ценности из банка Смоленск, обсуждают историки и краеведы. В местной администрации и музее нам уже дали комментарии по поводу «сенсационной находки немецкого инженера». Свое мнение по поводу «золота смоленского банка» и других будоражащих воображение известных кладов нам высказал специалист по истории кладоискательства Сергей Барсуков.

Более реальными специалист считает золото Колчака и чемодан сокровищ из Керчи

- Сто тонн золота – это же громадные ценности!, – не стал скрывать своих эмоций г-н Барсуков. – Для сравнения – еще не так давно весь золотой запас Россия составлял немногим более 800 тонн.

Правда, в то время, о котором, судя по прошедшей информации идет речь, – в начале войны, СССР скопил в своих банковских закромах рекордное за весь послереволюционный период количество драгоценных металлов – 2800 тонн, но даже в сравнении с этой внушительной суммой указанный вес сокровищ «золотых грузовиков» под Вязьмой выглядит очень большим.

Сразу напрашивается вопрос: а зачем в столь тревожное время эти тонны золота хранились в одном из областных отделений Госбанка, да еще расположенном к западу от столицы, на самом опасном в случае нападения на страну гитлеровцев направлении

Так что насчет этих вяземских сокровищ меня одолевают большие сомнения.

Однако на территории нашей страны есть другие весьма значительные клады, возникшие во время смутных лет Гражданской и Великой Отечественной. Их реальность вызывает куда больше оптимизма.

Один из самых «увесистых» кладов – легендарное «золото Колчака». Это большая часть золотого запаса Российской империи, захваченная в 1918 году «Верховным правителем России» адмиралом Колчаком. По имеющимся данным, в его распоряжении оказалось более 490 тонн золотых слитков, монет, на сумму свыше 645 миллионов рублей.

Часть этих ценностей была потрачена на покупку оружия и снаряжения для колчаковской армии, часть во время отступления белогвардейцев сумел «приватизировать» одиозный атаман Семенов, часть золотых запасов захватили красноармейские войска, взявшие эшелон Верховного правителя.

Однако даже с учетом всего этого «арифметика не сходится»: расчеты показывают, что какая-то доля «золота Колчака» пропала. Среди исследователей чаще всего упоминается число 22 – то есть 22 ящика с золотом общим весом более тонны. Где же оно? Вывезено в Японию или Китай? Спрятано в укромном месте?

Последняя версия многим кажется наиболее вероятной. Известно даже, что в мае 1941-го чекистами была предпринята специальная поисковая экспедиция, проводником которой стал некий эстонец Пурок, попавший в «сети» НКВД и признавшийся, что он присутствовал при том, как ящики с колчаковским золотом вывезли в лесную глухомань и закопали.

Организованная по решению «кремлевского начальства» экспедиция отправилась в окрестности станции Тайга, где, как сообщал Пурок, было закопано золото. Однако обнаружить заветное место среди разросшихся дремучих зарослей никак не удавалось, а через несколько недель пришло известие о начале войны, и чекисты срочно вернулись в столицу, оставив поиски золота на потом. Пурока водворили в тюрьму – ждать следующей экспедиции, но через некоторое время эстонец умер, унеся с собой в могилу тайну колчаковских сокровищ. Они не найдены до сих пор.

Еще одна история связана с так называемым «золотым чемоданом». Ее начало вполне конкретно: осенью 1941 года, когда немецкие войска уже вторглись на территорию Крым, директору Керченского музея Юлию Марти была дана команда срочно эвакуировать музейные ценности.

Среди них едва ли не главным сокровищем была коллекция золотых украшений III – V веков, обнаруженная в этих краях при строительных работах в 1926 году. Золотые пряжки, подвески, диадемы, находившиеся в музейном спецхране и официально включенные в золотой запас страны, тщательно упаковали и сложили в черный чемодан, внесенный в общий список эвакуируемых музейных вещей, как «место №15». Там же находились многочисленные античные украшения, найденные в древней Керчи. В общей сложности, согласно описи, в чемодан упаковали 719 драгоценных предметов, стоимость которых специалисты даже затрудняются определить.

Увы, этот «золотой чемодан» так и не удалось вывезти в тыл. Марти смог – уже под бомбежками и обстрелом немецких самолетов, – довезти сокровища лишь до Армавира. Однако уже вскоре город был окружен германскими войсками.

По единственной еще оставшейся свободной дороге «золотой чемодан» вывезли из Армавира с сторону станицы Спокойная. Но и тут оторваться от немецкого преследования не удалось: станица оказалась захвачена врагом. Тогда чемодан с керченскими сокровищами утащили в лес и передали под опеку партизан из местного отряда.

Народные мстители успешно воевали здесь вплоть до зимы, однако в декабре отряд был окружен карателями. Бойцы уходили из кольца малыми группами, а часть снаряжения и ценностей при этом закопали в нескольких тайниках. В одном из них и оказался «золотой чемодан».

Через несколько дней вся группа, устроившая этот «схрон», была схвачена гитлеровцами и расстреляна. В итоге место, где спрятаны сокровища, оказалось потерянным. Последующие попытки вести поиск в этих краях результата не дали. Однако однажды «золотой чемодан» все-таки «подал о себе весточку». Вскоре после окончания войны станичные мальчишки, играя в лесу, наткнулись на старинную золотую пряжку.

Изучив ее специалисты пришли к выводу, что это один из артефактов, вывезенных из Керчи в 1941-м в том самом «золотом чемодане». Но следов остальных 718-ти ценнейших предметов тогда обнаружить так и не удалось.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру