Взлетят ли в воздух вертолеты «Аэросоюза»?

Как подделывают пилотские лицензии и другие документы

В рамках IV международного бизнес-саммита, который на днях прошел в Нижнем Новгороде, о своей готовности построить здесь вертолетный центр заявила компания «Аэросоюз». Прозвучало это весьма амбициозно: инвестиции в проект составляют 100 млн рублей, дополнительно при его реализации было обещано создать новые рабочие места.

Впрочем, как выяснилось, «Аэросоюз» уже заявлял о себе как о крупном инвесторе в этой области и серьезном партнере. Но на деле в контексте реального развития вертолетной отрасли компания почему-то так и не была нигде упомянута. Зато «Аэросоюз» и связанный с его учредителем тренировочный центр уверенно отметились в отчетах компетентных органов о причинах авиакатастроф.

Как подделывают пилотские лицензии и другие документы
Фото: bell505.com

Верблюд в пустыне или «кот в мешке»

Вертолет в России — транспорт перспективный, хотя и специфичный. Порой вертолет бывает просто незаменимым, как верблюд в пустыне, ведь только на нем можно добраться, например, до буровой площадки, где добывают нефть и газ, пересечь ледовую переправу, которая в весенний сезон прекращает работу, или оказать помощь больным людям, оказавшимся в труднодоступных местах, куда обычная «скорая помощь» доехать не в состоянии.

Есть фанаты и любители вертолетного спорта, а еще те, кому приятно совершить прогулку на геликоптере для собственного удовольствия.

Вертолетный транспорт в Россия развивается в последнее время самыми высокими темпами. Подтверждением тому стало соглашение, подписанное в рамках выставки JetExpo между HeliPort Engineering (входит в сеть «Хелипорты России»), официальным российским представительством Bell Helicopter и администрацией города Реутов.

Идеи смотрятся многообещающими. «Хелипорты России» заказали 4 легких однодвигательных газотурбинных вертолета Bell-505 для организации в нашей стране полноценного обучения на машинах данного типа.

Как рассказывал Сергей Филатов, региональный директор Bell Helicopter по России и СНГ, продажи Bell-505 были открыты в России в мае этого года. На сегодня его компания уже получила около 350 заказов на эту модель.

Познакомься с женой в вертолете

В состав «Хелипортов России» не так давно еще пыталась войти компания «Аэросоюз», но была исключена. Она основана в 2002 году и позиционирует себя в качестве «крупнейшего в России официального дилера и сервисного центра» американской Robinson Helicopter Company, а также серверных центров и агентов итальянской Agusta Westland и французской Eurocopter.

Как сказано на сайте «Аэросоюза», компания вполне дееспособна и открыта для своих клиентов. И даже методы привлечения клиентов у «Аэросоюза» выглядят довольно удивительно.

Как следует из открытых источников, «Аэросоюз» уже не раз замахивался на серьезные проекты. Так, например, в 2013 году компания «Аэросоюз» заявляла, что «намерена подписать соглашение о реализации инвестпроекта по созданию вертолетного центра с Правительство РФм Ульяновской области, чтобы использовать вертолеты Robinson R44 для выполнения ряда госзадач, в том числе — в качестве санавиации, аварийно-спасательных работ и мониторинга лесов и сельхозугодий».

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов на аппаратном совещании поставил перед кабмином задачу создания в регионе вертолетного центра. По его словам, управляющей компанией «Ульяновский авиационный кластер» (УАК) завершены переговоры с компанией «Аэросоюз»... «и теперь ничто не мешает создать в регионе вертолетный центр».

«Вертолетная компания «Аэросоюз» готова инвестировать порядка 60 млн рублей в создание в регионе посадочных площадок вместе с вертолетной техникой, а также создать в регионе центр технического обслуживания и ремонта и филиал вертолетной академии для подготовки пилотов», — пояснил кабмину гендиректор УАК, советник губернатора Вильдан Зиннуров.

Были и другие громкие проекты, о которых заявляла компания, — в Санкт-Петербурге, в Воронеже, Саратове, Новосибирске…

Но на деле обнаружить реализацию заявленных масштабов и целей нам не удалось.

Так, проект «Аэросоюз — Санкт-Петербург» предполагал аренду, продажу и обучение пилотов. Теперь там успешно работает компания «Хели-драйв», которая на настоящий момент, пожалуй, является самым масштабным частным вертолетным центром на северо-западе России.

Проектов «Аэросоюза» в Воронеже, Новосибирске, Саратове, Абакане, Томске, заявленных центров, которые могли бы держать связь с клиентами, мы не нашли. Судя по всему, если какой-то компании будет необходимо совершить вертолетную поездку, то они, конечно, смогут оставить свою заявку на сайте, но скорее всего даже не получат ответа оператора, как произошло с корреспондентом «МК».

Так что же получается: заявленные центры «Аэросоюза» просто отсутствуют? Для чего тогда громкая реклама?

Более того, вот что рассказывают бывшие и нынешние сотрудники «Аэросоюза» в Интернете:

Москва, автор Сергей:

«Такую контору еще поискать нужно! Схема работы отработана до автоматизма. Объявления о приеме на работу размещены в интернете с самого начала основания компании. Всегда нужны менеджеры, директора и вообще все самые креативные супероптимисты, готовые выдержать нагрузку на 210%, ведь придется продавать минимум по 10 вертолетов в месяц. Наверное поэтому там работают такие д…лы,. Видимо президент таких специально держит».

Орфография и пунктуация сохранены.

Москва, Альфред, Автор:

«Вся эта компания похожа на строительство дома. Поясню как это: квартиры продаются, строительство ведется, а вот будет ли подведены коммуникации и будет дом в собственности — не известно. Поэтому если вы устроитесь к ним на работу то обязательно требуйте договор с указанной полностью в нем зарплатой и вашими функциями, чтоб вами не воспользовались».

Подготовка пилотов

23 июля 2014 года Межгосударственный авиационный комитет вынес вердикт о причинах авиакатастрофы вертолета Agusta-119 в Тверской области, в которой погибли 2 человека, в том числе абсолютная чемпионка России и чемпионка Европы по вертолетному спорту Маргарита Афанаскина.

Как следует из отчета МАК, командиром воздушного судна была Афанаскина — «пилот НП «ПВК «Аэросоюз», ей «в 2013 году полугодовой медосмотр в нарушение требований… не проводился. Сведения, записанные в разделе «периодические медицинские осмотры»… являются ложными».

«Деятельность АУЦ ООО «Учебный тренировочный центр» и НП «ПВК Аэросоюз» в части подготовки авиационного персонала осуществлялась с нарушением требований воздушного законодательства», — значится в выводах экспертов МАК. В частности, «вызывает сомнение объективность данных о прохождении полного курса теоретической подготовки по программе переподготовки на вертолет», «программой летной подготовки не предусмотрено обучение полетам по приборам» и пр.

Как результат, эксперты выявили, что эти и другие «указанные недостатки свидетельствуют об отсутствии в ООО «Учебный тренировочный центр» системы контроля за организацией и прохождением теоретической и летной подготовки (учебно-тренировочных полетов)».

Также в отчете отмечается, что «в нарушение требований статьи 8 Федерального закона от 19.03.1997 г. «Воздушный кодекс Российской Федерации» подготовка к инструкторской работе проводилась НП «ПВК «Аэросоюз», не имевшим право на осуществление летной подготовки (учебных полетов), летное обучение проводилось по ППЛС эксплуатанта АОН НП «ПВК «Аэросоюз», свидетельство которого было аннулировано в ноябре 2011 года».

27 июня 2015 года в Кемеровской области потерпел крушение вертолет Robinson R-44 под управлением пилота Игоря Кичигина, который был командиром вертолета летной службы Авиаотряда спецназа ГУ МИД РФ России по Кемеровской области.

Как следует из Постановления и.о. транспортного прокурора г. Кемерово, Кичигин «обучение на право управления воздушным судном Robinson R-44… проходил в ООО «Учебно-тренировочный центр» в период 15 декабря 2014 по 20 февраля 2015 года… однако оплата услуг по обучению внесена в кассу центра только 10.03.2015г., то есть спустя несколько месяцев после обучения (…) вместе с тем сверка дат, указанных в документах, необходимых для получения удостоверения, подтверждающего факт прохождения обучения… в том числе дат проведения экзаменов… с днями нахождения Кичигина на работе (ред. в Кемеровской области)», выявила, что «Кичигин в ряде случаев в даты проведения зачетов, экзаменов и тренажерной подготовки, указанных в соответствующих документах, не мог находиться на обучении в ООО «Учебный тренировочный центр».

По результатам прокурорской проверки сделан вывод, что «неустановленные должностные лица, заведомо зная о том, что гражданин Кичигин И.А. не проходил обучение в авиационном учебном центре ООО «Учебный тренировочный центр», а именно не сдавал теоретические зачеты, не проходил наземную подготовку… подделали путем внесения недостоверных сведений в официальные документы… в том числе и в представление на внесение квалификационной отметки в выдачу свидетельства специалиста ГА частного пилота… а также в удостоверение… об успешном прохождении переподготовки пилотов на вертолет… для получения гражданином Кичигиным И.А. свидетельства частного пилота».

Транспортный прокурор постановил «материалы проверки по факту подделки официальных документов» направить в правоохранительные органы «для решения вопроса об уголовном преследовании».

Также СМИ сообщали, что еще 7 декабря 2011 г. на официальном сайте федеральной службы по надзору в сфере транспорта появилась новость о том, что первый вертолетный клуб «Аэросоюз» больше не сможет выполнять учебные полеты. Такое решение вынесли по результатам проверки по факту падения вертолета R-44 Robinson на площадке Ерзовки Волгоградской области. Дело в том, что АУЦ ООО «Учебный тренировочный центр» передал права на выполнение учебных полетов клубу «Аэросоюз». Теперь даже те, кто получили свидетельства пилота-любителя в «Учебно-тренировочном центре», не имеют право на самостоятельный полет.

Фикция вместо сотрудничества

Согласно данным официальных органов, «Учебный тренировочный центр» принадлежит лично президенту «Аэросоюза» Александру Климчуку. Казалось бы, когда в компаниях серьезные проблемы, нужно все свои усилия направить на их решение.

А чем в это время занимается Климчук? Конкурентные методы его борьбы хорошо известны на рынке. Как следует из его же жалобы, поданной главному федеральному инспектору по МО Аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЦФО, он написал «более 100 обращений в государственные органы» о «деятельности вертолетного центра «Хелипорт-Москва», которые, по мнению Климчука, «оказывают опасные для жизни и здоровья граждан незаконные услуги по перевозке пассажиров». Только почему-то его заявления, как он пишет, «игнорируются».

Не потому ли, что подтверждения его словам до сих пор не найдено? Несмотря на то что по жалобам Климчука было проведено около двух десятков проверок. Также Климчук инициировал обращения в суд о защите собственного достоинства от Хрусталева, в чем суд ему тоже отказал, не согласившись с его позицией.

А вот о деятельности компаний, принадлежащих ему, официальные органы уже высказались. На наш взгляд, даже одного из вышеперечисленных «МК» выводов компетентных органов — МАКа и транспортной прокуратуры — уже достаточно, чтобы всерьез поставить вопрос об их дальнейшей деятельности.

Но почему-то этого тоже не происходит. Ходят упорные слухи, что интересы Климчука активно лоббируют, поговаривают о высокопоставленных лицах, видимо, для лучшего позиционирования бизнеса.

А тем временем губернатор Ульяновской области Сергей Морозов так и не дождался реальной работы по проекту «Аэросоюза» в своем регионе. В 2014 году правительство Ульяновской области обратилось в ГК «Хелипорты России», который теперь и строит центр.

Так что же, Климчуку нужен был всего лишь участок земли?

О том, как он поступает с партнерами, может свидетельствовать и дело, которое недавно рассматривалось в Арбитражном суде Москвы. Его суть в том, что Климчук не хотел возвращать взятые в долг у одного из своих бизнес-партнеров деньги. Суд первой же инстанции удовлетворил требования взыскателей. Деньги придется возвращать. На данный момент доли ряда компаний, в которых Климчук является учредителем, арестованы судебными приставами.

Новые прожекты «Аэросоюза»

На днях компания «Аэросоюз» объявила, что откроет вертолетный клуб в Нижний Новгород. Соответствующее соглашение подписано между правительством Нижегородской области и ЗАО «Вертолетная компания «Аэросоюз» в рамках IV Международного бизнес-саммита. Как уже отметил Александр Климчук, этот проект повысит инвестиционную привлекательность Нижегородской области.

Вертолетное движение для области, по всей видимости, очень важно — под такой проект уже специально выделена земля. Первый вертолетный центр, где можно пройти обучение и сесть за штурвал самостоятельно, должен появиться уже в этом году.

Также до конца этого года Климчук обещает создать вокруг Москвы 10 вертолетных центров, а до конца следующего — выйти с подобными проектами в 40 регионов России.

Но одно дело — обещать. И совсем другое — выполнять свои обещания. Без риска для человеческих жизней.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру