Крупнейшая катастрофа в истории военно-морского флота: неизвестные страницы

Моряк-историк Октябрь Бар-Бирюков: «Подрыв нашего флагманского линкора был организован на коммерческой основе»

Вместе с присоединением Крыма в российские пределы вернулось и одно из самых «черных» мест на Черном море, где когда-то буквально в считанные минуты оборвалась жизнь сотен советских моряков. 29 октября 1955 года, в Севастопольской бухте взорвался и затонул громадный линкор «Новороссийск». Эта трагедия произошла в мирное время, однако причиной ее, скорее всего, стали отголоски закончившейся недавно Второй мировой.

Версий морской катастрофы, которая оказалась в числе самых загадочных и засекреченных, было высказано много – официальных и неофициальных. Бывший офицер-артиллерист с «Новороссийска» Октябрь Бар-Бирюков на протяжении более 20 лет занимался поиском сведений, относящихся к запутанной биографии погибшего линкора, и на основании них сделал собственные выводы от том, что же случилось октябрьской ночью 1955-го в бухте Севастополя. Собранными фактами ветеран поделился с автором этих строк незадолго до своей смерти.

Моряк-историк Октябрь Бар-Бирюков: «Подрыв нашего флагманского линкора был организован на коммерческой основе»

Случившаяся 60 лет назад катастрофа линейного корабля «Новороссийск» считается крупнейшей за всю историю ВМФ СССР. Начало этой трагической эпопеи зафиксировано в вахтенных журналах с абсолютной точностью.

В 1 час 30 минут ночи 29 октября 1955 года флагманский линкор, вернувшийся накануне с моря и стоявший на якорях в Северной бухте Севастополя, тряхнуло мощнейшим взрывом. Позднее, при проведении расследований обнаружили, что удар нанесен снизу. Взрывная волна пробила корпус от киля до палубы, в борту образовалась дыра размером 15х18 метров, а более 300 моряков сразу было убито и ранено.

Хотя «Новороссийск» захлебывался водой, но сохранялись еще шансы спасти его, отбуксировав на ближайшую отмель. Столь разумному шагу помешал прибывший по тревоге на борт командующий флотом адмирал Пархоменко. Будучи уверен, что огромный корабль в любом случае останется на плаву, он отменил буксировку. Увы, адмиральские надежды не оправдались. Через 2 часа 45 минут после взрыва бронированная громадина легла на борт, перевернулась и затонула. Немало членов команды, остававшихся по приказу на боевых постах, оказалось погребено во внутренних отсеках погибшего флагмана, других, пытавшихся спастись вплавь, накрыло широченной кормой линкора. Согласно официальным данным в общей сложности на «Новороссийске» погибло 657 человек, но, по словам Бар-Бирюкова, это далеко не полный список.

1950 г. На башне главного калибра линкора Октябрь Бар-Бирюков, крайний справа. Фото из личного архива Октября Бар-Бирюкова.

Кроме того Октябрь Петрович – бывший командир 6-й артиллерийской батареи «Новороссийска» которого лишь по воле случая не оказалось на корабле в момент взрыва, – был уверен, что изначальной причиной гибели советского флагмана стало его итальянское происхождение. Прежде чем стать «Новороссийском» корабль носил другое имя – «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь») и входил в состав военно-морских сил Италии.

По завершении Второй мировой войны страны-победительницы договорились о разделе итальянского флота. Специальная комиссия из представителей Англии, Америки, Франция и Советского Союза работала почти 2 года. В результате долгих переговоров, несмотря на сильное сопротивление бывших западных «друзей по оружию», СССР удалось добиться передачи в свое распоряжение «Цезаря». Этот гигант водоизмещением около 30000 тонн был вооружен десятью орудиями 320-миллиметрового калибра, равных которым у нас не имелось. Итальянские «царь-пушки» могли стрелять снарядами в полтонны весом на 32 километра!

– Как выяснилось впоследствии, советское военное руководство хотело сделать из «Юлия Цезаря» наш первый корабль с атомным вооружением, – рассказал Бар-Бирюков. – Для главного калибра предполагалось изготовить комплект тактических снарядов с атомной «начинкой», а позднее – заменить две орудийные башни линкора ракетными установками.

Именно после того, как в начале 1949 года линкор получил советское «гражданство», с ним стали происходить странные вещи. Сначала, когда советская команда, взяла под свою опеку корабль, чтобы перегнать из Средиземного моря в Черное, обнаружилось, что итальянцы, покидая «Джулио Чезаре», ухитрились испортить рулевое управление: при некоторых углах поворота руля управление им вдруг переставало действовать. Лишь благодаря искусству назначенного командиром корабля капитана I ранга Беляева удалось благополучно провести линкор через узкие проливы Дарданеллы и Босфор. Но в последующем «итальянец», включенный в состав Черноморского флота и переименованный в «Новороссийск», несколько раз застревал, проходя ворота севастопольского бонового ограждения. Причину неисправности нашли лишь 2 года спустя, обшарив буквально все корабельные закоулки: выяснилось, что в шахту, через которую проходили от штурвала тросы, управляющие рулем, итальянцы засунули обыкновенную стремянку, привязав ее к одному из тросов. При определенном положении злополучная лесенка блокировала работу механизма.

Другая диверсия бывших хозяев имела еще более серьезные последствия. Итальянцы вывели из строя основной прибор в системе управления огнем главного калибра. В результате корабль мог лишь впустую разбрасывать свои исполинские снаряды. (Во время пробной стрельбы наши чуть не утопили буксир, тянувший плавучий щит-мишень!) Почти 5 лет понадобилось, чтобы разобраться с «закавыкой» и устранить неисправность. Но первые же после этого успешные стрельбы «Новороссийска», проведенные летом 1955 года, стали, как утверждал О. Бар-Бирюков, приговором огромному кораблю.

По поводу гибели линкора существует несколько версий. Официальное заключение комиссии, которая расследовала катастрофу «Новороссийска», гласит: под его днищем взорвалась немецкая донная мина типа RMH, оставшаяся на дне Северной бухты с военных времен.

– Но ведь такая мина может сработать лишь при наличии заряженной аккумуляторной батареи. Немцы ушли из Севастополь в 1944-м. Что же это за чудо-аккумулятор, который способен сохранять заряд под водой в течение 11 лет?! – не скрывал своего недоумения Бар-Бирюков. – Проверить «минную» версию можно было бы, проведя анализ частиц взрывчатого вещества, наверняка сохранившихся на корпусе «Новороссийска» в районе пробоины, но этой экспертизы тогда почему-то так и не сделали.

Куда более вероятной, по мнению Октября Петровича, кажется «диверсионная» причина гибели нашего флагмана: «Во время войны у англичан и у итальянцев существовали отличные подводно-штурмовые группы – соответственно 12-я флотилия Королевского военно-морского флота под командой капитана Крэбба и 10-я флотилия итальянских ВМС, возглавляемая знаменитым «суперменом» Валерио Боргезе.»

О существовании прямых доказательств такого теракта долгое время ничего не было известно. Однако потом в распоряжении О. Бар-Бирюкова оказались очень интересные сведения.

Месть «Черного Князя»

– Несколько лет назад мне сообщили, что через Интернет меня разыскивает человек, у которого есть некая информация о «Новороссийске», – рассказал Октябрь Петрович. – Удалось с ним связаться, и вот что выяснилось во время нашего общения: Михаил, бывший офицер-черноморец, перебравшийся потом жить в США; он прочитал одну из публикации, рассказывавшую о моих долгих поисках сведений о гибели линкора, и решил помочь. Дело в том, что в 1997 году Михаила, как ветерана войны, пригласили в мэрию Чикаго, где в сентябре традиционно отмечается каждая годовщина окончания Второй мировой. Во время праздничного вечера нашего ветерана-черноморца познакомили с неким господином по имени Николо, долго жившим до того в Италия. «Мне сказали, что вы русский моряк... А доводилось слышать про корабль «Новороссийск»? Если хотите, я могу кое-что сообщить о нем...»

Команда 6-ой батареи противоминного калибра (Октябрь Бар-Бирюков в центре). Из этих моряков при взрыве погиб каждый третий. Фото из личного архива Октября Бар-Бирюкова.

Они встретились через день в ресторане. Михаил обратил внимание, что Николо носит на пальце массивный золотой перстень в виде водолазного шлема. Такая традиция уже давно существует у западных водолазов-асов. Владелец перстня достал из папки старую фотографию, на которой изображены восемь человек: «Вот это я, а это – один из крупнейших в мире специалистов по подводным диверсиям, руководитель нашей спец-группы, которая осенью 1955 года выполняла операцию по подрыву «Новороссийска». Долгие годы потом мы были связаны обетом молчания, но сейчас я остался единственным живым участником и могу рассказать об этой акции...»

Вслед за тем Николо стал объяснять Михаилу, как подрывали линкор. Бывшему моряку-черноморцу показалось, что все это выглядит очень правдоподобно. По словам итальянца, операция готовилась почти год. Их группу из числа бывших диверсантов-подводников доставили к берегам Крым на грузовом корабле, выполнявшем рейс в Николаев, чтобы перевезти партию пшеницы. В трюме был оборудован специальный отсек для размещения мини-подводной лодки. Корабль по пути специально сделал «крюк» в сторону Севастополя и на границе нейтральных вод сбросил подлодку с группой Николо. Боевые пловцы устроили базу в Омеге – одной из внешних севастопольских бухт, и оттуда скрытно совершили два рейса на внутренний рейд. Они поставили две мощные мины на дне – как раз там, где уже несколько дней кряду стоял, готовясь к предстоящему традиционному параду в честь 7 ноября, «Новороссийск», – возле швартовой бочки №3.

– Правда, диверсантам чуть было не спутали все их расчеты, – уточнил Бар-Бирюков. – Накануне «дня Х», 28 октября, линкор совершил незапланированный выход в море. Дело в том, что оставшийся на «Новороссийске» за командира старший помощник капитан II ранга З. Г. Сербулов решил проявить инициативу и вывел корабль на учебные стрельбы противоминным калибром. (Незадолго до того артиллеристы линкора завалили такие стрельбы, вот усердный старпом и решил их потренировать!) Однако паниковали пловцы-подводники недолго. «Новороссийск» вскоре вернулся в бухту и встал на то же место, что и прежде, – разница оказалась всего метров 10... И как тут не вспомнить, что взрыв пробил борт как раз в 10 метрах от носового артиллерийского погреба главного калибра?!. Этот маленький вроде бы сдвиг корабля спас моряков-севастопольцев от более страшной катастрофы. Ведь если бы сдетонировали десятки огромных снарядов в погребе, погиб бы не только «Новороссийск», но и другие корабли, находившиеся на рейде неподалеку от него.

Поставив мины и «заведя» их взрыватели на самый глухой час ночи 29 октября, группа, в которую входил Николо, ушла на своей подлодке в море, где, по плану, ее должен был встретить корабль-«транспортер». Когда раздался взрыв под «Новороссийском», диверсанты были уже далеко... Услышанное от Михаила подтверждается и сведениями из других источников. Мне удалось посмотреть материалы в архиве пограничной службы. – Среди документов, касающихся охраны севастопольского рейда, встретилось упоминание о том, что после взрыва местные жители сообщили «зеленым фуражкам», что на одном из пляжей вроде бы видели людей в легких водолазных костюмах. А в разведсводках флота зафиксировано еще одно важное обстоятельство. В эти дни в Черном море находилось 5 торговых судов из стран – членов НАТО. Накануне, 28 октября все упомянутые «торговцы», как по команде, повернули в сторону Турция, но одно из них при этом совершило странную «петлю» в сторону Севастополя...

Согласно выводам, которые сделал Бар-Бирюков на основании собранных им материалов, к организации теракта, скорее всего, приложили руку нескольких НАТОвских государств – Великобритания, Италия, США. По всей видимости, подрыв «Новороссийска» выполнен «на коммерческой основе». Дело в том, что к этому времени подразделение итальянских подводных диверсантов было официально расформировано, однако эти люди не забыли своего прежнего военного ремесла, а все необходимые приборы и оснастка оставались в их распоряжении. Когда у противников СССР возник план уничтожить «Новороссийск» – который уже в ближайшей перспективе мог стать первым советским кораблем с атомным вооружением на борту, – они легко нашли исполнителей из числа подводников Боргезе, вызвавшихся осуществить диверсию «за соответствующее вознаграждение».

– Хотя сам этот итальянский ас мог принять участие в операции просто по идеологическим убеждениям. Валерио Боргезе, которого называли еще «Черным Князем», был убежденным антикоммунистом. Он не раз публично заявлял, что ни в коем случае нельзя допускать, чтобы итальянские боевые корабли плавали под красным флагом, и ради этого можно даже пойти на их уничтожение. Не сомневаюсь: именно Боргезе возглавил диверсионную группу. Здесь важно учитывать и то, что отряд из нескольких пловцов 10-й флотилии во время войны действовал в Крыму (база итальянских «людей-лягушек» находилась в Форосе; на счету этих диверсантов – более десятка потопленных советских судов, в том числе вспомогательный крейсер и две подлодки). Поэтому море в окрестностях Севастополя было хорошо знакомо итальянскому «подводному спецназу». А вот технику они использовали, вероятнее всего, не только свою, но и английскую. Если все происходило так, как мне рассказывал Михаил, «бригаду» пловцов Боргезе десантировали из потайного отсека сухогруза на мини-субмарине, разработанной в Англии – «Миджес». Имея 14 метров в длину и водоизмещение 30 тонн, эта подлодка транспортировала в специальных контейнерах пару подводных зарядов две тонны каждый. (По заключению экспертов, взрыв заряда именно такой мощности мог вызвать те разрушения, которые получил «Новороссийск».)

1953 г. Группа матросов и старшин 6-ой батареи ПМК на палубе бака. Фото из личного архива Октября Бар-Бирюкова.

Не так давно, уже после смерти Октября Бар-Бирюкова, полученная от него информация подтвердилась из другого источника. Летом 2013-го некоторые СМИ сообщили о признании, только что сделанном ветераном спецподразделения боевых пловцов 10-й флотилии ВМС Италии Уго де Эспозито, который в интервью одному из изданий сообщил, что бывший «Длжулио Чезаре» был подорван итальянскими боевыми пловцами.

Страшный студень

Самый главный вопрос, возникающий после любого ЧП, – о количестве жертв. В случае с «Новороссийском» эту печальную статистику постарались как можно тщательнее скрыть. Флотское начальство и члены созданной по горячим следам после катастрофы правительственной комиссии ухитрились утаить даже информацию о числе тех, кто находился на линкоре ночью 29 октября.

– В документах комиссии, которые мне довелось держать в руках, о количестве людей на борту корабля сказано очень завуалированно: «Состава матросов и старшин на «Новороссийске» было 120% от штатной численности.» Вот и гадай – сколько людей в ту ночь боролось со смертью на флагмане?! Весьма приблизительно можно считать, что на борту линкора, с учетом прибывших туда по тревоге руководителей флота, штабных и нескольких аварийно-спасательных партий с других кораблей, находилось 2000 человек. Взрывом было убито около 170 моряков, еще приблизительно 300 погибло при опрокидывании корабля, – их накрыло кормой... В самом первом списке жертв катастрофы, подготовленном для отчета перед «вышестоящими инстанциями», значилось 602 человека. Позднее цифра эта была подкорректирована, и в окончательном официальном варианте общее количество погибших при аварии оценивается в 657 человек. Хотя на самом деле, я уверен, их было еще по крайней мере на полсотни больше: ведь в официальных списках нет практически никого из состава пополнения, прибывшего на корабль за считанные часы до взрыва, а эти люди почти все погибли!

Сразу же после катастрофы рядом с затонувшим «Новороссийском» поставили баржу, и в течение нескольких дней в Северной бухте повторялся один и тот же ритуал: утром спущенные с баржи катера прочесывали акваторию и собирали всплывшие трупы «новороссийцев». Эти тела затем отвозили на Северную сторону и хоронили в общей могиле на Братском кладбище.

– Самое первое захоронение жертв взрыва состоялось на Центральном городском кладбище. 31 октября там были преданы земле 47 моряков, – те, чьи тела подняли из воды сразу же после катастрофы, и те, кто скончался в госпитале. На Северной же, по моим сведениям, погребли около 200 тел.

А еще почти 4 сотни моряков остались в трюмах и кубриках затонувшего флагмана. Однако стальная громада недолго была для них братской могилой. Лежащий на дне бухты «Новороссийск» представлял опасность для других кораблей, и потому его решили поднять. Чтобы осуществить такую сложнейшую техническую операцию была создана Экспедиция особого назначения – ЭОН-35.

Эпопея с подъемом «Новороссийска» длилась полтора года. В числе первоочередных задач была эвакуация боезапаса из артиллерийских погребов. Через отверстия, прорезанные в днище линкора, сумели поднять даже огромные 320-миллиметровые снаряды. Многочисленные водолазные партии день за днем спускались на затонувший корабль. Мачты и часть надстроек «Новороссийска», увязших в толстом слое донного ила, были спилены, под корпусом корабля протянули «полотенца» из стальных канатов, которые потом прикрепили к подъемным понтонам... Нередко во время своей работы водолазы обнаруживали останки погибших членов экипажа.

– Как рассказывали сами подводники, это были уже не трупы, – вспоминал Бар-Бирюков. – Это были фактически оболочки погибших людей. За несколько месяцев пребывания в морской воде человеческие тела оказались совершенно разрушены обитающими в морской воде микроорганизмами. Снаружи контуры фигур сохранились – благодаря тельняшкам, брюкам, рабочим робам, в которые были одеты моряки «Новороссийска» в свой последний час. Но внутри этой одежды все превратилось в какой-то «студень», расползающийся при малейшем прикосновении. Такие «силуэты» людей бесполезно было даже пытаться поднимать на поверхность. Водолазы получили распоряжение запихивать останки в большие гермомешки и топить эту страшную «поклажу» по соседству с корпусом корабля, прикрепив к мешкам какой-нибудь подходящий груз. Однако основная масса тел погибших так и осталась в глубине трюмов «Новороссийска». В мае 1957 года линкор удалось, наконец, поднять со дна. Все в том же перевернутом вверх килем положении его отбуксировали в Казачью бухту и там порезали на металлолом. Как при этой процедуре поступали с останками погибших моряков – не известно. Я пытался в свое время связаться с теми, кто работал тогда в ЭОН-35, однако безрезультатно...

Забытые герои

При нашей последней с ним встрече Октябрь Бар-Бирюков не скрывал своего убеждения, что тайна гибели экс-«Юлия Цезаря» фактически раскрыта. Однако его продолжала мучить мысль о том, что эпопея с воздаянием должных почестей всем морякам-черноморцам, проявившим мужество и героизм в ту страшную ночь, так и не завершена.

– На «Новороссийске» погибла не только значительная часть его команды, но и десятки матросов и офицеров с других кораблей флота, участвовавших в спасательных работах. Кроме того как раз накануне взрыва на линкор прибыло пополнение – около 50 матросов береговой охраны, переведенных с наших морских баз в Финляндии. Их разместили ночевать в шпилевом отделении, а прогремевший через несколько часов взрыв практически полностью разрушил его.

Трагедия была с самого начала засекречена. О гибели флагмана Черноморского флота гражданам СССР ничего не сообщили. Документы, относящиеся к этой катастрофе, сразу же получили гриф «совершенно секретно». (Словно в насмешку над такими играми в прятки западные радиоголоса уже через 2 часа после взрыва советского линкора сообщили в своих обзорах новостей об этом ЧП!) Даже две братские могилы в Севастополе, где похоронили жертв «Новороссийска», некоторое время оставались безымянными. Памятники здесь поставили в 1957 и 1963 годах, а вот мемориальные доски с именами погибших появились лишь к середине 1990-х, – благодаря настойчивым требованиям родственников погибших и ветеранов линкора.

В 1955-м, по горячим следам, большая часть экипажа была представлена к наградам. В списках, подготовленных флотским командованием, значилось 719 человек: все, кто числился на тот момент погибшими, и еще 117 моряков с «Новороссийска» и других кораблей, отличившихся во время спасательных работ. Однако посланные в Москва на утверждение наградные листы... пропали. Лишь гораздо позже выяснилось, что почти 40 лет эти бумаги пылились в архиве! Когда удалось до них добраться, я обнаружил резолюцию начальника Управления кадров ВМФ: «Главком Горшков не считает возможным выходить с таким предложением в правительство».

Лишь в конце 1990-х комитет ветеранов «Новороссийска» добился решения о награждении тех, кто был представлен к орденам и медалям в 1955-м. 5 июля 1999 года президент Ельцин подписал указ о вручении «новороссийцам» орденов Мужества. Однако и тут не все получилось складно. Этот указ – в лучших «совковых» традициях, – вышел под грифом «Для служебного пользования» и был опубликован лишь в специальном журнале «Морской сборник». В результате некоторые из ветеранов и особенно родственников погибших долгое время даже не догадывались, что могут получить награду.

х х х

Торжественные мероприятия, приуроченные к 60-й годовщине гибели линкора «Новороссийск», прошли 25 октября в Севастополе. Венки и цветы спустили на воду Северной бухты в месте гибели корабля, а также возложили у госпитальной набережной, которая сейчас носит имя моряков линкора «Новороссийск», и на Братском кладбище к находящемуся там мемориалу в честь погибших на линкоре. В церемонии приняли участие депутат Михаил Чалый, заместитель командующего Черноморским флотом Россия Юрий Ореховский, ветераны линкора «Новороссийск». К юбилейной годовщине гибели флагмана Черноморского флота в военно-историческом музее «Михайловская батарея» открылась тематическая выставка.

В Москве траурную акцию в честь 60-летия гибели «Новороссийска» намечено провести 29 октября на Поклонной горе.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру