Немецкие историки утверждают: найдены доказательства того, что Ленин был гастарбайтером

Работал ли «главный большевик» на автомобильном заводе?

«Великий вождь великой революции». Казалось бы, мы узнали про Ленина уже все – о «белых» и «черных» сторонах исторической фигуры Ильича, о явных и тайных страницах его биографии. Однако, похоже, кладовая ленинских секретов еще не вычерпана до дна. По крайней мере в этом убеждают два немецких историка – Eugen Weisrussmann и W. Kaiser, которые на основании некоторых обнаруженных ими материалов пришли к выводу, что в период своей эмиграции Ленину довелось побывать в роли... гастарбайтера!

Работал ли «главный большевик» на автомобильном заводе?

За подробностями корреспондент «МК» обратился к одному из авторов сенсационного заявления, Вильгельму Кайзеру.

– Как такое может быть? Ведь биография вождя мирового пролетариата изучена досконально. Целые институты работали...

– А между тем во время своей эмиграции, занимаясь совместно с соратниками выпуском нелегальной газеты «Искра» и готовя исподволь будущий большевистский переворот в Россия, Владимиру Ильичу пришлось в какой-то период времени оторваться от сугубо «бумажного» революционного труда и устроиться «поработать руками» – на автомобильный завод, выпускавший «самодвижущиеся экипажи». Здесь он трудился, скорее всего токарем или сборщиком.

– Откуда вам это стало известно?

– Данный факт прошел мимо внимания официальной науки, вы нигде не найдете такой информации. Действительно, прямых упоминаний в бумагах пока не обнаружено. Однако нам с коллегой удалось отыскать весьма красноречивые косвенные свидетельства. Мы нашли их среди иллюстраций в альбоме «Mercedes», которые подготовил много десятков лет назад известный немецкий художник Ханс Лиска.

На нескольких своих рисунках Лиска изобразил за работой одного из наемных заводских тружеников, который как две капли воды похож на Ленина! Вот Владимир Ильич увлеченно работает на станке. Ему явно нравится сам процесс, на губах застыла легкая улыбка. А вот будущий «творец Октября» «доводит до кондиции» мотоцикл. Видимо, задача не из простых, знаменитый сократов лоб «вождя революции» наморщен в раздумье.

Как Ильич попал на «мерседесовский» завод? – Трудно пока с определенностью сказать, погнала ли его на эту работу нужда, или он таким образом готовил революционные настроения в рядах германского пролетариата.

– Однако биографы Ленина нигде не пишут о его склонности к технике, а тут – токарный станок, наладка мотоцикла...

– Технарем был его старший брат Александр, казненный царским Правительство РФ. Возможно, молодой Володя Ульянов перенял какие-то навыки работы «с железом» от него. А может быть, рабочей профессии он научился в период перед поступлением в Казанский университет... Или это случилось позже, уже в эмиграции, когда революционер-нелегал, нуждаясь в средствах, закончил курсы по работе на станках? – Сие покрыто мраком: прямых документальных свидетельств пока не обнаружено. Рисунки, которые сделал Ханс Лиска, порождают немало вопросов об эмиграционном периоде жизни Ленина. Возможно, придется пересмотреть некоторые доселе казавшиеся незыблемыми факты ленинской биографии.

– Можно ли хотя бы приблизительно определить время, когда Ленин был гастарбайтером?

– Как известно, за почти пять лет своего первого эмиграционного периода жизни Владимир Ильич не раз переезжал из одной европейской страны в другую. Он жил в Швейцарии, Англии, на территории Германия... Во время таких странствий революционер вполне мог оказаться и в немецком Штутгарте, где находился завод фирмы «Даймлер Моторен Гезельшафт».

– Известна ли вам история создания рисунков, которые являются на данный момент главным доказательством столь необычного факта из ленинской биографии? Почему о них до сих пор не знали исследователи?

– Ханс Лиска – один из наиболее плодовитых художников, работавших в Германии, в период нацистского правления – в 1930-е–середине 1940-х г. г. Он получил серьезное профессиональное образование и стал широко известен еще в начале 1930-х. После войны Лиска сотрудничал с концерном Даймлер-Бенц, выпускающим машины под маркой «Мерседес». Именно тогда фирма заключила с ним договор на подготовку художественного альбома, посвященного истории знаменитого автомобильного бренда. Материалы для будущих рисунков, посвященных раннему периоду существования автомобилестроительной компании, Хансу Лиска, судя по всему, предоставили тогда из архивов концерна, – это могли быть различные старые фотографии, часть из которых впоследствии затерялась, не уцелела до нашего времени. Вероятно, среди них были и фото, запечатлевшие Ленина-токаря за ударным трудом. А, может, художник встречался с кем-то из очевидцев – ветеранов завода, которые рассказали ему о таком факте из ленинской биографии...

Альбом впоследствии оказался «под спудом», его практически никто не видел. Как впрочем и многие другие работы Ханса Лиска. Причины тому – сугубо идеологические. Дело в том, что во время Второй мировой войны Лиска стал едва ли не главным художником-графиком Третьего Рейха. Ханс служил в одной из специальных рот пропаганды. В 1942 и 1943 годах немецкое издательство выпустило два альбома с иллюстрациями Лиска, «посвященными фронтовикам и работающим на военных предприятиях». После победы над нацизмом большая часть тиражей альбомов и «Книг военных рисунков» Ханса Лиска была уничтожена, а уцелевшие экземпляры долгое время хранились без доступа к ним широкой публики. Видимо, «за компанию» с ними попал в опалу и был убран подальше с глаз долой и старый «мерседесовкий» альбом.

Комментарий специалиста

Вадим Кравцов, историк:

На мой взгляд, «открытие» этих двоих немецких исследователей никак нельзя признать достоверным фактом из ленинской биографии. Ведь судя по имеющимся в распоряжении ученых документам, которые не вызывают сомнения, Владимир Ильич, находясь в эмиграции, попросту не имел физической возможности «записаться в рабочие». Для работы на автозаводе ему понадобилось бы довольно продолжительное время: вряд ли этот период мог ограничиться лишь несколькими днями. Не говоря уже о квалификации! – Сомнительно, чтобы на столь серьезном предприятии, как «Мерседес» взяли просто «с улицы» человека, – да еще эмигранта, – на ответственную работу по изготовлению и сборке мотоциклов и автомобилей. Я склонен думать, что в данном случае имеет место либо свободная фантазия художника – автора рисунков, либо попросту портретное сходство изображенного рабочего с Лениным.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру