Однако на деле оказалось, что «все не так однозначно». По мнению экспертов, настоящей причиной ажиотажа в блогах и СМИ могла быть заказная PR-кампания, цель которой — очернить авиакомпанию.
Про «большой заказ» на черный PR против «Аэрофлота» в минувшее воскресенье написал в своем ЖЖ известный журналист Олег Лурье. Буквально за несколько часов до скандала с «банкетом за 65 млн» он выложил в своем блоге переписку с неким пользователем Сети, который предлагал журналисту написать заказную публикацию против госкомпании. При этом заказчиков не смутило, что буквально два года назад Лурье уже получал подобное предложение, которое также сделал тогда достоянием общественности.
«Хочу предупредить коллег и не коллег. Ходят по Москве веселые ребята, обладающие номерами телефонов журналистов, и активно предлагают оплатить размещение в Сети и в СМИ тупо подобранных фальшивок по теме «плохой Аэрофлот». Гоните их взашей», - написал он.
«Мочить» авиакомпанию Лурье предлагали комплексно — в техническом задании указывалось, что нужно «в срочном порядке подготовить журналистское расследование на тему «Тайны «Аэрофлота». Почем монополия для народа», в котором рассказать о беспределе, творящемся в этой авиакомпании, искусственно завышенных ценах на авиабилеты, дорогом лоукостере «Победа» и о том, как они обманывают всех».
Правда, предоставленная фактура, по мнению журналиста, основывалась на передергивании фактов, тенденциозном освещении и откровенных фантазиях, которые предлагалось писать от имени конкретных людей.
«К письму были приложены девять файлов. Удивительных по своей откровенной притянутости за уши. Так, в ценниках на якобы сверхдорогие авиабилеты «Аэрофлота» из Москва в Калининград и обратно сосканированы самые дорогие прайсы: от 15 до 17 тысяч рублей. А если внимательно посмотреть в Сети предлагаемые «Аэрофлотом» ценовые предложения на эти же даты из Москвы в Калининград и обратно, то мы легко находим цену в… пять тысяч рублей», - разбирает «факты» для несостоявшегося разгромного материала Лурье.
Аналогичного качества оказались и другие тезисы — например, о монополизме «Аэрофлота». По мнению экспертов, слухи о монополии госперевозчика несколько преувеличены — ведь в Россия работает более 30 только крупных авиакомпаний.
«На маршрутах в Среднюю Азию, Израиль монополистом был «Трансаэро». После того как «Трансаэро» ушел с рынка, доля «Аэрофлота», безусловно, выросла, но она по-прежнему далека от 50%, поэтому ни о каком монополизме говорить не приходится. У потенциального пассажира всегда есть выбор – полететь «Аэрофлотом» или какой-то другой компанией – по всем направлениям, без исключений», - указывает доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский.
Что касается завышенных цен, то и здесь карта черных пиарщиков легко бьется реальной жизнью. «Я на этой неделе лечу в Крым, и билеты туда и обратно обойдутся в 7 тыс. рублей, то есть так, как это было заявлено еще в прошлом году», - отметил Кричевский. Профессор также указывает, что на Дальний Восток «Аэрофлот» летает по тарифу 9 тысяч рублей туда и обратно.
«Похоже, что уж очень нужно кому-то в срочном порядке «разобраться» с авиакомпанией «Аэрофлот – российские авиалинии», и они, эти люди, вероятно, денег на пиар и документальное подтверждение расследований не пожалели. Но посредники, заявившие о своей возможности «решать вопросы с журналистами», приклеили к своим рукам основную часть денег, нарубили всевозможные фальшивки в Сети и не только и начали наугад выходить на журналистов и блогеров в надежде, что авось кто-нибудь и клюнет», - заключает Олег Лурье.
В том, что скандал с корпоративом «Аэрофлота» разразился в один день с разоблачительными публикациями Лурье, эксперты видят больше, чем просто совпадение.
«Когда стало ясно, что блогер сорвал заказную публикацию, пиарщикам пришлось экстренно вбрасывать в СМИ и блогосферу другую тему, несмотря даже на то, что она достаточно старая. Ведь сведениям о «корпоративе» с сайта госзакупок уже скоро месяц, а обратить на них внимание все – и блогеры, и СМИ – решили почему-то только сейчас», - рассуждает член Общественной палаты России Артем Кирьянов.
Интересно другое — кому могла понадобиться подобная кампания? Эксперты теряются в догадках, а ведь размещение такого материала в прессе и у блогеров стоит немало денег — при такой-то массовости.
«Честно говоря, есть такое подозрение, что «Аэрофлот» атакуется целенаправленно. Единственно – я не понимаю, кому это нужно, зачем?» - говорит главный редактор портала AVIA RU Network Роман Гусаров. По его словам, еще полгода назад в такой атаке можно было бы потенциально заподозрить конкурентов по отрасли.