Эксперты прокомментировали версию о столкновении Ту-154 с птицами

"Был случай полного уничтожения самолета Главкома ВМФ из-за стаи бакланов"

Одной из возможных причин авиакатастрофы Ту-154 в районе Сочи специалисты назвали столкновение лайнера с птицей. Насколько состоятельна эта версия, «МК» узнал, побеседовав с орнитологами, работающими в Сочи, и специалистом орнитологической службы аэропорта.

"Был случай полного уничтожения самолета Главкома ВМФ из-за стаи бакланов"

Как пояснили «МК» в сочинском «Природном орнитологическом парке в Имеретинской низменности», который находится недалеко от сочинского аэропорта и над которым постоянно взлетают и заходят на посадку самолеты, в настоящее время на территории парка наблюдается средняя численность зимующих птиц, «никаких отклонений от многолетних показателей не зафиксировано, массовые скопления отсутствуют». Более развернутую характеристику птичьей жизни на побережье Черного моря дал старший научный сотрудник Кавказского заповедника, орнитолог Александр ПЕРЕВОЗОВ. По его словам, в Сочи обитает более 200 видов птиц. Из тех, кто мог бы стать потенциальным «вредителем», он выделил зимующих сейчас на Кавказе цапель, уток, гусей, а также крупных бакланов и чаек. Однако, несмотря на столь широко представленный птичий базар, Перевозов считает версию столкновения птицы в небе над Сочи не совсем верной. Во-первых, в 5.27, когда произошла трагедия, была ночь, а ночью птицы особенно не летают. Скоплений пернатых сейчас также не наблюдается, поскольку зима — не гнездовой период.

А вот что говорят сотрудники орнитологической службы, в задачу которых входит охрана взлетно-посадочных полос от птичьих стай.

— Мелкие столкновения с пернатыми случаются довольно часто — по 5–10 раз в год, — рассказывает один из работающих в столичном аэропорту специалистов. — Из них серьезные, приводящие к катастрофе, случаются в среднем раз в 5–10 лет, — все зависит от региона, интенсивности полетов, орнитологической обстановки. В 2007 году в двигатель взлетающего «Боинга» на высоте 10 метров попала довольно крупная птица и привела к помпажу двигателя (он как бы захлебывается в этот момент, ему не хватает воздуха, возникает детонация, вибрация, и в итоге — отключение). К счастью, самолету все-таки хватило мощности взлететь на одном двигателе, развернуться в воздухе и вернуться в аэропорт. В том же, 2007 году 7 марта произошел еще один инцидент со стаей куропаток, которая вылетела поперек разбегающемуся самолету. Одна из птиц попала в двигатель и сломала одну из его лопаток. Просто чудом та пролетела мимо, не задев никаких трубопроводов. Но и поломки лопатки хватило для того, чтобы сразу началась вибрация, и полет пришлось прервать, вернув самолет на базу.

— Могут ли птицы одновременно попасть сразу в два-три двигателя?

— Это может произойти и не одновременно. К примеру, после первой птицы Ту-154 мог дополнительно подцепить вторую, если больше положенного шел на малой высоте в 50–100 метров, даже несмотря на темное время суток. Впрочем, одного гуся или цапли может хватить, чтобы переломать в двигателе лопатки, что может привести к катастрофе.

— Расскажите о серьезных крушениях авиалайнеров из-за птиц.

— Пожалуй, к самой крупной «птичьей» катастрофе в истории отечественной авиации привело столкновение с пернатыми самолета Ан-12, в результате которого погибли семь человек. Оно произошло в «Домодедово» в 2007 году. Был еще случай полного уничтожения самолета главкома ВМФ РФ из-за стаи бакланов в 2006 году. Это произошло на одной из российских баз. Стая вспорхнула неожиданно, когда самолет только-только набирал скорость, готовясь к взлету. В итоге птицы попали сразу в две турбины. Командир судна принял решение о прекращении взлета практически на отрыве. У самолета подломились основные стойки, возник пожар, в котором, к счастью, ни главком, ни сопровождавшие его военнослужащие не пострадали. Вот, пожалуй, и все.

Несмотря на имеющиеся факты о фатальных столкновениях лайнеров с птицами, многие авиаэксперты все-таки отвергают данную версию в привязке к нынешней авиакатастрофе над Черным морем. Большинство сходится на том, что во-первых, птицы в темное время суток большими стаями не летают, а ведь только в этом случае они могли повредить сразу три двигателя «Ту-154», во-вторых, более состоятельно выглядят другие версии падения воздушного судна — от ошибки пилотирования и усталости металла до теракта.

Сюжет:

Крушение Ту-154 в Черном море

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27291 от 28 декабря 2016

Заголовок в газете: Подозреваются бакланы и чайки

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру