Коммерция в онлайн-играх: российские инди-разработчики, ставшие издателями

В современной игровой индустрии очень трудно построить успешный бизнес

Многим компаниям не удается выпустить даже прототип или техническую демо-версию: ресурсы иссякают, сотрудники разбегаются. Разработка стоит значительных денег, конкуренция огромная, а инвесторы крайне осторожно вкладывают средства и редко доверяют малоизвестным стартаперам. Тем ярче на этом фоне смотрится российская компания Bitbox, создатель нашумевшей онлайновой игры Life is Feudal, попавшей на первую строку в Steam и окупившей себя чуть больше, чем спустя двое суток после выхода. 

В современной игровой индустрии очень трудно построить успешный бизнес
Фото из личного архива Владимира Пискунова

Еще интереснее, что с недавних пор Bitbox занимается издательской деятельностью и помогает другим разработчикам завершить и оформить их игры, а также запустить их на глобальный рынок. Это очень интересное и перспективное направление, ведь многим инди-командам не хватает подсказки, дружеского совета, а также известного и уважаемого бренда (или, если хотите, лейбла), который готов был бы поручиться за качество будущего продукта. Совсем недавно Bitbox помогла студии Mindillusion выпустить игру по франшизе – Life is Feudal: Forest Village. Она вышла в свет несколько дней назад – 26 мая, и уже попала в топ-10 по глобальным продажам на платформе Steam! Для первого опыта консультирования и продажи франшизы это превосходный результат. Но как все начиналось?

Бизнес с нуля

История Bitbox необычна и в какой-то мере даже сказочна. Жил-был талантливый человек Владимир Пискунов, специалист по автоматизации бизнес-процессов, а по совместительству – заядлый геймер. Однажды он понял, что его занятие не приносит ему особого удовольствия, и в свободное время начал делать игру своей мечты. Нашел единомышленников, сплотил их, позже бросил основную работу… Похоже на выдумку? А ведь именно так сформировался Bitbox.

Конечно, если не утрировать, путь был далеко не всегда легок и очень тернист. Разработка игры мечты могла никогда не закончиться. Часть персонала покидала команду спустя неделю-две, ничего толком не сделав. Бюджет был предельно ограничен, его явно не хватало на то, чтобы довести проект до конца. А попытка упрочнить материальное положение путем краудфандинга на indiegogo.com потерпела крах. Об этом, пожалуй, стоит рассказать подробнее.

Сам Владимир Пискунов, основатель и генеральный директор Bitbox, описывает несколько основных причин, почему попытка привлечь деньги завершилась неудачно. На тот момент, а это был 2013 год, Kickstarter официально не работал с лицами из России. Можно было найти посредника, но в Bitbox решили не рисковать. Если бы посредник оказался недобросовестным, компания не только не получила бы положенных денег, но и обязана была бы предоставить обещанные призы тем, кто сделал взнос. Потому выбор пал на Indiegogo – данная платформа не ограничивала участников по географическому признаку.

К сожалению, у Indiegogo очень низкий органический трафик, успех любой кампании едва ли не полностью зависит от рекламы. А поскольку значительного бюджета на пиар у Bitbox не было, шансы изначально выглядели призрачными. Команда связалась с человеком, позиционировавшим себя в качестве недорогого PR-менеджера для инди-разработчиков. На поверку он не сделал почти ничего, разве что составил пару пресс-релизов и отправил их в общедоступную систему для рассылки – gamespress.com. Вполне ожидаемо, что это не дало особого эффекта.

Наконец, резюме команды выглядело откровенно слабо. В ней не было ветеранов игровой индустрии, людей с именем. Скорее наоборот: никто из костяка Bitbox не обладал опытом разработки игр. Наверняка это отпугнуло многих потенциальных «доноров», поскольку они не верили, что безымянная компания из России справится с таким амбициозным и сложным проектом, как Life is Feudal. Как итог – сборы были ничтожными, кампания провалилась. Bitbox чудом смогли удержаться на плаву после такой неудачи: в какой-то момент, по признанию Владимира Пискунова, их проект был близок к закрытию.

К счастью, все трудности в Bitbox преодолели. Для экономии офисы оборудовали на дешевых съемных квартирах. Тонкости игры детально продумывали заранее, урезали ненужные «фишки», оставляли только то, что было действительно интересно, поскольку на серьезные исправления не хватило бы ресурсов.

Дополнительную экономию обеспечила работа с удаленными сотрудниками. Когда в Bitbox усилиями Владимира Пискунова поступили первые инвестиции – «дружественные деньги», которые вложили знакомые люди, – команда разрослась, но при этом не возникло необходимости арендовать дополнительные офисы. С арт-директором компании, Степаном, ни Владимир, ни другие коллеги никогда не виделись не то что вживую, а даже в рамках видео-чата в Skype. Тем не менее, увлеченность проектом и общие цели помогают этим людям успешно работать над игрой вот уже не один год.

Инновации и комплексность

Bitbox удивляет. Хотя бы тем, что здесь не практикуют традиционные длительные «летучки» и составление подробных отчетов. Это особенно необычно, учитывая то, что на сегодня в компании трудится около 50 человек, разбросанных по разным странам: от России и США до Польши, Великобритании и ряда постсоветских государств. Как удается их координировать? В компании применяют виртуальные встречи-пятиминутки. Путем голосового чата в Discord сотрудники отчитываются о выполненных с прошлого разговора задачах и сообщают, на какой стадии находится производство той или иной составляющей игры. Зачастую для экономии времени выступают только начальники отделов, которые предоставляют обобщенную информацию от всех подчиненных. Если возникает серьезный вопрос, требующий глобального обсуждения, вскоре назначается отдельная встреча.

В работе Bitbox поражает комплексный подход. Еще вчера это была скромная инди-команда. Сегодня она ведет разработку сразу четырех игр: Life is Feudal: Your Own, многопользовательской Life is Feudal: MMO и еще двух неанонсированных проектов, а заодно развивает и поддерживает собственный игровой движок, который лицензирует другим командам. Для оценки масштабов деятельности можно привести такую цифру: рабочий код одной только Life is Feudal содержит больше 1 миллиона строк программного кода, а всем известное произведение «Война и мир» – 2.5 миллиона, но не строк, а букв! А если добавить к этому списку продажу франшизы, издание игр молодых разработчиков…

Сейчас Bitbox проводит закрытое бета-тестирование многопользовательской версии Life is Feudal. Фактически игра будет развивать идеи оригинала. Мир станет больше, увеличится число персонажей, появятся новые возможности для их взаимодействия. Кто знает: может, именно Bitbox станут первыми российскими разработчиками, которые сумеют выпустить онлайновую ролевую игру, способную тягаться с неувядающими EVE Online и Ultima Online?

+12

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру