Почему белорусский трактор выпускают в Череповце

Корреспондент «МК» поучаствовал в запуске нового российско-белорусского конвейера

На вопрос, «где производят трактор «Беларус», ответ вроде бы лежит на поверхности. Конечно же, в Белоруссии. Более осведомленные люди сообщат, что выпускает его Минский тракторный завод. Но вот уже несколько лет это утверждение не является абсолютно верным. В 2011 году трактор «Беларус» сошел с конвейера Череповецкого литейно-механического завода в Вологодской области. Начиналось все со 150-ти белорусско-российских тракторов в год, в 2016-м количество вологодских «Беларусов» выросло до 1712 в год. И, как выяснилось, это только начало. Корреспондент «МК» в составе российско-белорусской журналистской делегации Постоянного Комитета Союзного государства Белоруссии и России 12 октября принял участие в знаковом событии — запуске конвейера по выпуску союзного погрузчика – экскаватора ЧЛМЗ 310 и открытии второй конвейерной линии по сборке тракторов "Беларус" мощностью от 120 лошадиных сил.

Корреспондент «МК» поучаствовал в запуске нового  российско-белорусского конвейера

На территории ЧЛМЗ в этот день царила «праздничная суета». Высокие гости один за другим прибывали на завод. Гендиректор предприятия Владимир Боглаев разрывался на части, но тем не менее успел провести для журналистов экскурсию по цехам, по ходу раскрывая детали успешного союзного проекта. По его словам, технологию производства белорусских тракторов ЧЛМЗ выкупил в 2010 году. Через год с конвейера сошел первый трактор. Проект оказался взаимовыгодным, поскольку производить трактора на предприятии, отливающем собственную сталь, да к тому же по российским энерготарифам и кредитным процентам, оказалось намного дешевле, чем в самой Белоруссии. Не удивительно, что за пять лет объем производства тракторов «Беларус» на ЧЛМЗ вырос в 10 раз. И за каждую проданную единицу техники МТЗ получает свои «авторские». При этом многие комплектующие для производимых в Череповце тракторов поставляет Белоруссия, в том числе — гидравлические узлы. А налаживают выпуск новых моделей тракторов в России белорусские специалисты. Из Белоруссии - главный технолог Александр Кебо, главный конструктор, начальник сварочно-сборочного цеха и еще ряд ведущих специалистов. На вопрос наших белорусских коллег, не является ли в таком случае ЧЛМЗ конкурентом МТЗ, гендиректор ответил просто: "Для многих из нас Беларусь — родина. А конкурировать с родиной никто не собирается". Как выяснилось, сам Владимир Боглаев — уроженец Жодино.

Совместный российско-белорусский проект оказался настолько выгодным, что трактора производства ЧЛМЗ сейчас занимают 30% от общего объема выпуска подобной техники на территории РФ. К тому же, у тракторов совместного производства оказался хороший экспортный потенциал. Поэтому в будущем Череповецкий завод планирует увеличить выпуск до 3-4 тысяч единиц в год...

В новом заводском корпусе, где будет конвейерная линия по сборке погрузчика – экскаватора ЧЛМЗ 310, между тем, все было готово к торжественной церемонии: первый трактор -погрузчик стоял «под парами». Красная ленточка, бодрая музыка, несущаяся из динамиков — сразу вспомнились старые добрые советские фильмы. Наконец час пробил. Новый конвейер принимала масштабная российско-белорусская делегация. С нашей стороны участвовали гендиректор ЧЛМЗ Владимир Боглаев, директор Департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга РФ Евгений Корчевой, директор департамента материально-технического обеспечения "Росагролизинга" Александр Коваленко и замгубернатора Вологодской области Алексей Кожевников. С белорусской - замминистра промышленности Александр Огородников. Ленточка, разрезанная в пяти местах, разлетелась на кусочки, первый трактор бодро взлетел на постамент, и постояв минуту, под вспышки фотокамер съехал с конвейера.

По словам, заместителя госсекретаря Союзного государства Алексей Кубрина, налаженное производство белорусских тракторов на Череповецком заводе — серьезное достижение в развитии Союзного проекта. "В рамках Союзного государства реализуется не так много крупных промышленных проектов. Производство сельхозтехники по технологиям Беларуси на Череповецком заводе — счастливое исключение.» - сообщил он. Оценил событие и замминистра промышленности Белоруссии Александр Огородников. По его словам, мы наконец-то начали вспоминать и успешно возвращаться к забытому опыту советской кооперации производства. И есть надежда, что она начнет развиваться и в других сферах.

Между тем, в планах руководства ЧЛМЗ и МТЗ - перенос в Череповец ряда сборочных операций по производству двигателей для тракторной техники. Кроме того, руководство Череповецкого завода совместно с властями Вологодской области обговаривают сейчас с белорусскими коллегами возможность реализации еще одной интересной идеи — создания общей транспортной компании, которая будет осуществлять межгосударственные перевозки только тягачами МАЗ. Импортозамещение - так уж импортозамещение. Вопрос же с конкурентами, перевозящими товарами на иномарках, гендиректор ЧЛМЗ Боглаев намерен решить просто: "Мы их подвинем, и им ничего не останется, кроме как подвинуться". В общем, жизнь — это движение и взаимовыгодное сотрудничество.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру