Церковь исправит брак: собор РПЦ решит вопрос о венчании «разведенцев»

Громадье повестки начавшегося Архиерейского собора позволяет назвать его историческим

«Никогда епископы не были в Русской церкви так многочисленны, как сегодня, — поделился с коллегами радостной статистикой патриарх, открывая в среду Архиерейский собор РПЦ. — Епископат сегодня состоит из 377 архиереев, что на 23 архиерея больше, чем по состоянию на февраль 2016 года». В то же время внутрицерковная оппозиция указывает на то, что бурный рост количественных показателей не сопровождается качественным улучшением: нарастают проблемы, которые церковное руководство предпочитает игнорировать.

Громадье повестки начавшегося Архиерейского собора позволяет назвать его историческим
Патриарх Кирилл на молебне перед мощами святителя Тихона перед открытием Архиерейского собора.

Делегаты съезда архиереев будут заседать четыре дня: завершить работу планируется 2 декабря. Предыдущий собор прошел относительно недавно — в феврале 2016 года. Но то был внеочередной съезд: главным вопросом повестки тогда была выработка позиции относительно Всеправославного собора на Крите, который должен был пройти в июне того же года. В итоге, как мы знаем, делегация РПЦ на Крит не поехала. С последнего же «полноценного», очередного Архиерейского собора воды утекло намного больше: он состоялся почти пять лет назад — в феврале 2013 года. «Сегодня и в ближайшие дни нам предстоит обсудить, как развивалась внутренняя жизнь и внешняя деятельность Русской церкви в период с 2013 года, и обдумать перспективу нашего развития», — обозначил предстоятель РПЦ громадье предложенной повестки.

Значимость собора‑2017 усугубляет и ряд других обстоятельств. Во-первых, его созыв приурочен к 100‑летию восстановления патриаршества в церкви: избрание патриарха Тихона датируется 18 ноября 1917 года по новому стилю, интронизация — 4 декабря. Этому событию будет посвящено особое соборное заседание. Во-вторых, участникам собора предстоит стать свидетелями другого исторического события: его планирует посетить Владимир Путин. В последний раз глава государства Российского посещал церковный съезд в конце XVII века.

Повестка велика и разнообразна. Архиереям предстоит наконец решить волнующий многих мирян вопрос: сколько раз позволительно вступать в церковный брак и «засчитаются» ли при этом лишь браки, освященные венчанием, либо так же и те, что были зарегистрированы в гражданском порядке? Окончательный вердикт будет зафиксирован в документе под названием «О канонических аспектах церковного брака».

Присутствует в повестке и масса других злободневных для Церкви вопросов. В числе прочего, например, делегатам церковного съезда предстоит рассмотреть проект «Положения о монастырях и монашестве», обсуждаемый аж с 2010 года, и положить конец спорам о том, в какой мере черному духовенству позволителен доступ к такому мирскому соблазну, как Интернет.

Однако одной проблеме, сформулированной во вступительном слове патриарха, можно сказать сразу, вряд ли найдется решение. Кирилл подверг резкой критике тех священников, «в которых совершитель Таинств и проповедник слова Божия уступает место администратору или медиаперсоне, претендующей на популярность модератора общественных процессов». По словам Кирилла, глядя на такого священника, «люди могут в конечном итоге перестать видеть сакральный характер Церкви, поставив ее в один ряд с общественными организациями». Слова Христа «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие» вовсе «не означают призыва к самой Церкви слиться с миром», настаивает предстоятель РПЦ.

Это, безусловно, увесистый камешек в огород таких священников, как протоиерей Всеволод Чаплин, чья общественная деятельность, как известно, очень далеко выходит за рамки его прихода. В интервью «МК» Чаплин заявил, что не разделяет позицию патриарха по этому вопросу:

— Начнем с того, что патриарх сам много лет пытался стать модератором общественных процессов. Вспомним его речи на Всемирных русских народных соборах 1990‑х и 2000‑х годов. И это неплохо, хотя в итоге получилось не так удачно из-за отсутствия смелости и концептуальности. Патриарх, епископ, любой священник не должны замыкаться в границах богослужения, храмовой проповеди. Особенно это актуально сейчас, когда власть нравственно растерялась, не находя решения множеству кричащих вопросов. Церковь, разумеется, не должна вовлекаться в партийную и предвыборную борьбу, но отказаться от нравственной оценки того, что происходит в обществе, значит отказаться от Христа. Христос никогда не уклонялся от вопросов окружавших его людей. Для Церкви не должно быть запретных тем. Да, я откликаюсь, когда меня приглашают участвовать в той или иной дискуссии. И с моей точки зрения, было бы не по-христиански от таких приглашений уклоняться. Но, увы, очень многие представители духовенства молчат, боятся высказать свою позицию.

Не согласен Чаплин и с патриаршей оценкой межсоборного периода: «Да, успехи есть. Численный рост духовенства, приходов, епархий продолжается, хотя и сильно замедлился. Но теперь нужен рост качественный. Между тем нарастают проблемы, которые церковным руководством явно игнорируются. Это отсутствие диалога между церковными властями и критически настроенной православной общественностью. Это многочисленные отступления от канонических правил. Это такое явление, как симония — получение церковных должностей за взятки. Замалчивать, заметать эти проблемы под ковер — значит препятствовать дальнейшему церковному возрождению».

Среди прочих пожеланий Чаплина в адрес церковного руководства — немедленный выход из Всемирного совета церквей. В этом отец Всеволод совершенно солидарен с представителями православной общественности, обратившимися к «соборянам» с соответствующим обращением: РПЦ не место в организации, в руководстве которой присутствуют «представители сообществ, венчающих гомосексуалистов». Есть свое мнение у Чаплина и по брачному вопросу. По его словам, оно «немножко более мягкое, чем у радикальных ревнителей церковных канонов, которые считают, что никакой повторный церковный брак невозможен, кроме случаев смерти супруга или супруги». По мнению священника, люди, не виновные в распаде семьи — от которых ушла жена или муж, — «могли бы рассчитывать на некоторое церковное снисхождение». Но что касается остальных «разведенцев», Чаплин неумолим: «Никакие церковные решения не могут противоречить словам Христа. Даже если эти решения принимаются в угоду крупным политикам, спонсорам или «звездным» артистам».

Но, вполне возможно, участники собора придерживаются иного мнения на сей счет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27559 от 30 ноября 2017

Заголовок в газете: Церковь исправит брак

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру