Мода на правду: что делать с засилием фейковых новостей

Искусство и смех действеннее всех «фильтров»

05.08.2018 в 15:30, просмотров: 3931

Да, это можно назвать модой. Или трендом (более модным названием моды). Как приталенные пиджаки, мини-юбки, широкие галстуки… Вчера никто — сегодня все поголовно. Так и правда — тренд. Сегодня пик моды в журналистике, политике — обличать фейки.

Мода на правду: что делать с засилием фейковых новостей
фото: Алексей Меринов

ЕС, особенно Франция, объявили приоритетом борьбу с фейк-новостями. Фейсбук разрабатывает специальные фильтры против фейк-постов, Трамп каждый свой твит заканчивает проклятиями фейковым газетам, телеканалам, недавно обругал Меланию за включенный на CNN телеящик — бедняжка даже не смотрела, просто, щелкая кнопки, чуть задержалась на этом «фейк-TV».

Все это было не в тренде еще несколько лет назад — вспомним хотя б термин, предшествовавший в массовом обиходе нынешнему хлесткому словцу! Тогда все не соответствующее физической реальности, тому, что считалось Правдой, обозначалось элегантным, с кибернетического потолка взятым термином «виртуальный». Произносилось без осуждения. Например, политик объявлял: «Я создал партию». Группа недовольных (довольных) заявляла: «Мы провели грандиозную демонстрацию, митинг». Когда просили показать списки партии, фотографии митинговых толп, они лишь усмехались непродвинутым занудам: «Да это ж были виртуальные партия, митинг!»

Цвели виртуальные фестивали, конкурсы, выборы… даже войны.

Собственно, с одной якобы войны та волна и началась. Знаменитый философ Жан Бодрийяр разоблачил фейки Пентагона и CNN; под влиянием его книги «Войны в Заливе не было» сняли фильм «Плутовство» (Wag the Dog, «Хвост виляет собакой», с Робертом Де Ниро). Еще более прямая отсылка — в знаменитой «Матрице»: Нео достает все объясняющий лазерный диск из книги Бодрийяра…

И вот вместо элегантной вальсирующей «виртуальности» — оно, грубо шкворчащее, как стейк, но половиной своих букв (двумя из четырех) совпадающее с другим кратким словом, иллюстрируемым обычно средним пальцем. Там кроме кибернетической службы еще и древнемифологическая родословная: virtus (лат.) означало все физические и моральные доблести настоящих мужчин. А тут — fake: подделка, фальшивка… Наверное, и суровая статья, высшая мера, если подельщики замахивались на святое — деньги.

Но сегодня один термин плавно сменяется другим, а фейковые аккаунты в соцсетях по-прежнему еще называются «виртуалами».

С виртуальностью тогда и не боролись — глупо ж разоблачать компьютерные сказки, фэнтези! В нее все дружно играли вместе с Де Ниро, Киану Ривзом. А этот фа… фейк стало модным именно обличать, изничтожать.

Эта борьба за Правду напоминает ситуацию столетней давности. Газеты-журналы России яростно боролись друг с другом: реакционное «Новое время» — против либеральных «Русских ведомостей» (это лидеры, за каждым свой клин в десятки изданий). Выдавали мегатонны креатива, заполняли свои ниши, часто обвиняли соперников в лживости, не форсируя «регистр правдивости». И только газета, позже ставшая главной (временами почти единственной), — вынесла это слово в титул. Словно бы Ленин–Троцкий бросали конкурентам обвинение, аналогичное трамповским ежедневным: «Вы все — фейк!»

Евросоюз в 2014 году запустил сайт «Европа против дезинформации» (EUvsDisinfo) по инициативе Латвии — это не только, как в михалковском фильме, «многое объясняет», но и многое предвосхищает. В частности, жалкое будущее инициативы, дошедшей до тупейшего алгоритма: берется весь поток новостей, статей, экспертных оценок из России, затем опрашиваются латышские и украинские (акция замышлялась именно как «братская помощь») политики — все, с чем они не согласны, равно fake!

Вглядываясь в лица инициаторов, несложно предугадать, что в ближайшее время под «фейк-ньюс» подпадут и сводки российского Гидрометцентра. Да и сама эта организация станет одним из цехов «кремлевской фабрики троллей», если раньше не взбунтуются европлательщики.

Кстати, датчане, голландские парламентарии уже разоблачили «латышско-украинский информационный спецназ». Пойманные на лжи (то есть фейках) украинские фейкоборцы уже извинялись, молили «не закрывать сайт за три ошибки, вызванные временными кадровыми трудностями».

Отвлекаясь от этих «борцов», задумаемся: отчего политическая полемика так утяжелилась, задействовав, словно «последний довод королей», правду-фейк?

Мне кажется:

1) Виноват информационный взрыв. Количество блогов во Всемирной сети удваивается каждые 6 месяцев, общий объем цифровой информации — каждые 18 месяцев.

Ждущие разоблачения фейков, вспомните участников известного сеанса черной магии в театре Варьете! Как требуемое «разоблачение» обернулось только новым потоком фокусов и фейков. Хорошо описан и последующий мегатонный взрыв слухов — о банде гипнотизеров, голых москвичках, черных котах… И это ведь ДО Интернета: вообразите нынешнее число постов-перепостов… вы ахнете!

2) Политика, обвинения соперников во лжи, задействования «регистра Правды» — постоянны. Но иммунная, защитная система искусства и литературы обычно успевает переваривать яды этой борьбы. Высмеивая, обыгрывая — расщепляет, выводит их из организма. На этом балансе цивилизация обычно и держится, но порой срывается, упрощая борьбу до уровня, допустим, войны черных и рыжих муравьев.

Так что с обвинением фейк прав скорее Трамп, отругавший Меланию за телек, оставленный на кнопке с этой невыносимо пафосной закадровой музыкой и одиноким героем-телеоператором на берегу безымянного заливчика, с огромной, как базука или ПЗРК, телекамерой на плече (плачущих арабо-африканских детей добавьте по вкусу). Как давний почитатель американского мультсериала «Южный парк» свидетельствую: пошлый пафос CNN — «хлеб», любимый объект их пародий. Там четверка современных «мушкетеров» устраивает что-то на уровне детских проказ, но прилетает CNN и раскручивает это до новой рейтинговой «войны в Заливе»…

Искусство, смех действеннее всех «фильтров» в соцсетях. Как говорил самый обаятельный производитель фейков и одновременно лучшего противоядия от фейков в исполнении Олега Янковского: «Улыбайтесь, господа!»