Кому в России легче найти работу: гендерные особенности рынка труда

Научный подход к социологическому опросу

Насколько вы готовы к смене профессии в условиях цифровой экономики? Можно ли вас считать активными на рынке труда? Опрос на эту тему провели эксперты ВНИИ труда. Оказалось, представительницы слабого пола не только более уязвимы в вопросах профессионального определения, но и более консервативны по сравнению с мужчинами.

Научный подход к социологическому опросу

В рамках исследования «Готовность работающих женщин к активному поведению на рынке труда», которое провели эксперты ВНИИ труда, был проведен всероссийский телефонный опрос среди 1634 россиян в возрасте 18-59 лет, которые имеют постоянный источник дохода.

Выяснилось, что мужчины в вопросах трудоустройства более мобильные и гибкие: они более готовы к переменам. К примеру, возможность получения новой профессии рассматривают для себя 28% женщин и 34% мужчин. Перейти на другое место приложения труда в новую сферу готовы 31% женщин и 36% мужчин. А поменять ради работы место жительства - 31% женщин и 42% мужчин.

Женщины более скептически относятся и к перспективе получать на новом месте больше денег. В нее верят 45% представительниц прекрасного пола по сравнению 57% представителей пола сильного.

Нестандартные формы занятости, то есть, работа не в привычном нормированном графике, а как-то иначе, также пугает женщин больше. Так, перейти на удаленку готово 30% россиянок и 36% россиян. Женщины также больше склонны к соблюдению трудового законодательства: лишь 27% из них готовы трудиться в неофициальном режиме, без оформления договора. Среди мужчин таких 36%. 39% дам не против трудиться по временному договору (мужчин, согласных на такое — 43%). Стать предпринимателем, обрести самозаятость или трудиться на ниве фриланса нынче готовы 34% женщин и 52% мужчин.

При этом,как говорит ведущий научный сотрудник отдела рынка труда ВНИИ труда Фарида Мирзабалаева, в вопросах самозанятости женщины более осторожны. Они более склонны просчитывать все связанные с такой деятельность риски. 60% дам среди них выделяют социальную незащищенность, еще 61% побаивается обязательной перспективы уплаты налогов при том, что доход нерегулярен. А 59% сетуют на отсутствие опыта предпринимательской деятельности. И чем старше женщина, тем меньше она стремится рисковать. Даже в качестве подработки самозанятость и предпринимательство рассматривают лишь 34% женщин. Среди мужчин таких куда больше – 56%. А вот количество работать «налево» по найму среди разных полов примерно одинаково (48% и 52% соответственно).

И все же женщины, как и мужчины, в равной степени готовы учиться и повышать квалификацию, осваивать новые навыки. Правда, женщины куда охотнее готовы к этому, если обучение оплатит государство или работодатель (48%) и лишь 27% могут потратить деньги на повышение квалификации из своего кармана.

Эксперты делают очевидный рынок: женщины более консервативны, в связи с чем им сложнее перестраиваться, а значит, сложнее будет искать себе работу, случись что.

Таким образом, исследование показало относительную консервативность женщин в части их трудовых установок и более низкую по сравнению с мужчинами готовность к активным действиям на рынке труда. «В ситуации возрастающего спроса на навыки, изменения системы жизненных ценностей и трудовых установок необходимы меры, направленные на стимулирование всех категорий российского населения, в том числе, работающих женщин, к активным действиям на рынке труда, и соответствующая подстройка различных институтов рынка труда к новым типам и условиям занятости», - делают вывод эксперты.

Отдельное исследование было проведено и среди молодежи (18-29 лет) — эксперты выясняли, что влияет на их профессиональное самоопределение. Эта категория населения ожидаемо оказалась самой мобильной и готовой к переменам. Более половины респондентов (56%) мечтают работать не на «дядю», а на себя. То есть, готовы стать предпринимателями, самозанятыми или фрилансерами. В такой форме труда они ценят возможность свободно перемещаться, регулировать рабочее время самостоятельно. Кроме того, молодежь продемонстрировала самый высокий уровень готовности к получению новой профессии, обучению новым навыкам — причем, за свой счет (таких 41%). Одним из решающих факторов при выборе нового рабочего места молодые считают размер зарплаты. Кстати, по данным Росстата из более чем 4 тыс. выпускников вузов и техникумов 35% трудоустроились не по полученной специальности. И 17,8% поступили так именно потому, что их специальность не дала им достойной зарплаты.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру