Почему Россия теряет молодых ученых: вскрылись системные проблемы

Вопросы к организации образовательного процесса в аспирантуре

29.05.2019 в 15:31, просмотров: 8826

Проблема обучения аспирантов в России существует давно. Но она так и остается нерешенной. Создается ощущение, что аспиранты в системе образования — это самое последнее, о чем думают наши парламентарии. Да, безусловно, вопросы организации обучения в аспирантуре периодически поднимаются. Но каков результат?

Еще в феврале этого года появились сообщения о подготовке Кабмином законопроекта об обязательной защите диссертаций в аспирантуре. А тремя годами ранее глава Минобрнауки на встрече с ректорами Волгоградской области заявляла, что защита диссертаций снова должна стать обязательным условием для выпуска из аспирантуры.

Это серьезные вещи, и они требуют особой оценки. И было бы правильным связать окончание аспирантуры с защитой диссертации. Ведь что у нас есть сейчас? В 2013 г. был принят новый ФЗ «Об образовании в РФ», который внес кардинальные изменения в систему высшего образования, определив аспирантуру как третью ступень высшего профессионального образования (напомним, что первой является бакалавриат, а второй — магистратура).

После окончания обучения в аспирантуре выдается диплом об окончании освоения программы подготовки научно-педагогических кадров (программа высшего образования). Однако в отличие от прошлой редакции федерального закона диплом, выдаваемый после окончания аспирантуры, совершенно не связан с защитой диссертации и получением диплома кандидата наук.

В действующем законе защита диссертации и получения диплома кандидата наук прописаны отдельно. Аспирант, успешно защитивший диссертационную работу и прошедший обучение в аспирантуре, получает два диплома — об окончании аспирантуры и диплом кандидата наук.

Что на самом деле скрывается за этими положениями закона? И как обстоят реальные дела у аспирантов? Я опросил аспирантов ведущих вузов Москвы, и вот какие системные проблемы ими были названы.

Проблема начинается после поступления, когда аспиранту назначают научного руководителя, и он должен с ним выбрать тему диссертации.

Большинство студентов, а в дальнейшем аспиранты, ассоциируют науку, которой они начинают заниматься, с творчеством, но, как известно, творчество свободно. В творчестве человек раскрывает свои собственные идеи.

А в реальности аспиранту навязывается тема, выбранная научным руководителем, так как именно она является актуальной и с ней можно защититься. На практике выходит, что такая «актуальная» тема чужда аспиранту и совершенно оторвана от его профессиональной деятельности.

Так что тот, кто желает опубликовать какую-либо научную работу, будет вынужден плясать под чужую дудку. Даже сам научный труд необходимо вымерять строго по линейке согласно правилам научного сообщества, а в частности вашего вуза/кафедры или согласно видению научного руководителя. Да и прождать публикации придется как минимум полгода, так как таких аспирантов, ищущих, куда приткнуть свои работы, полно. Казалось бы, научный руководитель помогает с публикацией статьи, ан нет, это исключительно ваша личная забота. А за весь период обучения аспирант должен опубликовать целых 5 ваковских статей. Как ему это сделать, да еще если нету денег и связей, совершенно непонятно. Публикации во многих журналах только на платной основе, и цены варьируются от 2000 до 10 000 рублей.

Неудивительно, что так много людей сейчас пишет не научные работы, а книги. Ведь эти книги чаше будут попадать в руки широкому кругу читателей, чем пылиться в различных архивах библиотек. В целом саму диссертацию сложно называть научной работой, это скорее доказательство того, что человек способен оформлять ссылки по всем ГОСТам и мириться со множеством бесполезных бюрократических процедур и ограничений.

Важнейшую роль в жизни аспиранта играет его научный руководитель. Он гарант качества вашей диссертации, а также перспектив выхода на защиту. Поэтому плотное взаимодействие с ним является ключом успешно выполненной работы. Однако у многих научных руководителей помимо работы с аспирантами есть еще лекции для студентов, курсы повышения квалификации, работа на кафедре и т.д., на аспирантов совершенно не хватает времени. А то денежное довольствие, которое они получают, вряд ли может их заинтересовать заниматься с каждым аспирантом отдельно. Смена научного руководителя либо темы научного исследования затруднительна, хоть и возможна, более того, данное действие должны утвердить в рамках научного совета вуза, а это уже вопрос не одной недели.

В целом краеугольной проблемой аспирантуры является ее размытый статус, то есть отсутствие надлежащего образовательного стандарта. А ведь он существует для всех ступеней образовательного процесса, начиная с начального школьного образования. Достаточно глянуть образовательный стандарт СПО (среднего профессионального образования), как мы увидим, что законодатель детально и точно расписал компетенции, профессиональные стандарты и другие атрибуты, на которых опирается вся деятельность студента.

Как я уже указывал ранее, аспирантура на данный момент оторвана от защиты кандидатской работы. В аспирантуре есть полноценный образовательный процесс, который идет своим чередом, но практически в полном отрыве от написания диссертационного исследования, подготовки научных статей и выступления в конференциях. В свою очередь написание кандидатской диссертации и ее защита совершенно оторваны от реальности.

Во-первых, любая работа должна быть апробирована на практике. Учебное учреждение должно находить возможность, а государство создавать условия для доступа обучающихся к научным кадрам, для возможности обсуждения тем диссертации. Необходимо полное практическое погружение в исследуемую тему.

Во-вторых, отсутствует разумная форма контроля знаний аспирантов, сильна бюрократическая составляющая, множество бумаг, заполняемых аспирантом, совершенно оторваны от реальной работы над диссертацией.

И пока нашими законотворцами готовится законопроект об обязательной защите кандидатский диссертации после окончания обучения в аспирантуре, справедливо возникает вопрос: «Какой смысл аспиранту тратить время, собирая актуальную информацию по теме исследования в различных источниках, если защита выбранной темы не состоится, а добытая информация получается слишком объемной для научного доклада? Ведь именно научный доклад является своего рода работой, благодаря которой аспиранты получают диплом с присуждением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь». Если тема диссертации не связана с защитой, для чего нужна ее актуальность?»

Если все-таки тема диссертации связана с защитой и нужно, чтобы выбранная аспирантом тема была актуальна, то тогда он обязательно должен защищаться по итогу обучения. И задача государства состоит в том, чтобы новые оригинальные положения, выносимые в своей научной работе аспирантом, были реализованы на защите и в дальнейшем в научной деятельности. А пока мы до сих пор стоим, как витязь на распутье.