Каникулы нестрогого режима: как грамотно организовать отдых ребенку

Стоит ли нагружать детей учебой летом

Родительские споры о том, стоит ли заниматься с ребенком на каникулах, не утихают из года в год. В последнее время масла в огонь подливают и некоторые педагоги, которые ухитряются задать на лето с три короба даже ученику началки. В результате вместо отдыха дети корпят над школьной программой, а в сентябре у них нет ни сил, ни желания идти в альма-матер.

Стоит ли нагружать детей учебой летом

При этом взрослые, готовые позволить ребенку бездельничать все три месяца, сталкиваются с другими проблемами. Их дети просто забывают большую часть вызубренной за предыдущий учебный год школьной программы.

Как найти золотую середину и на что обратить особое внимание во время летних занятий, нам рассказали педагоги и психологи.

Давно известно, что человеку свойственно не только запоминать информацию, но и забывать ее. Немецкий психолог Герман Эббингауз уже в XIX веке доказал, что около половины изученного материала мы забываем уже через час, а 65% полученной информации исчезает из нашей головы всего лишь за 10 часов. В результате спустя месяц в нашей памяти сохраняется лишь 20 процентов ранее полученных знаний. При этом повторение пройденного позволяет держать нужную информацию в голове намного дольше, а повторить что-то намного проще, чем учить практически с нуля заново.

Специалисты, выступающие за необходимость летних занятий со школьниками, обращают внимание еще и на то, что в России одни из самых продолжительных каникул в мире. Для сравнения: в Германии и Дании дети отдыхают летом всего лишь 6 недель, в Швейцарии — 7 недель, в Японии и Голландии — 1,5 месяца, во Франции — 2 месяца, а в США и Канаде — около 2,5 месяцев.

Исследования показали, что после трехмесячных российских каникул вычислительные навыки в среднем ухудшаются у 75% учеников, письмо — у 67%, а чтение — у половины. При этом дети, которые занимаются на каникулах всего лишь по 15–30 минут в день, практически ничего не теряют в знаниях. Проблема в том, что многие школьники так устают за учебный год, что любая попытка заставить их заниматься на каникулах кончается неудачей...

Оказывается, все дело просто в неправильном подходе к летнему обучению у взрослых.

Вездесущая школа

— Я понимаю, что иногда летом с ребенком заниматься нужно, но не каждый же день по два часа, — уверена Алина, мама третьеклассника. — В прошлом году наша учительница выдала всем на лето внушительный план занятий. Требовалось читать литературу из списка, регулярно вести читательский дневник, писать диктанты, учить таблицу умножения и прорешать еще кучу примеров. Ребенок у меня не быстрый, и мы практически сразу поняли, что на освоение всего этого материала нужно тратить по 1,5–2 часа в день. На мой взгляд, для младшеклассника это явный перебор, в результате мы на все это плюнули и спокойно отдыхали. Точно так же поступила и большая часть нашего класса. Но, конечно, в сентябре было очень трудно начинать учебный год. Сын забыл практически все! Этим летом я попробую изменить стратегию, чтобы увлечь ребенка хоть какими-то умственными занятиями, это проще, чем потом весь сентябрь судорожно учить все заново и получать «двойки».

Психологи уверены, что учителя, которые пытаются дать детям младшего школьного возраста огромное обязательное задание на лето, приносят детям лишь вред. Практика показывает, что в реальности его выполняют лишь 5–10% учащихся, остальные же постоянно отодвигают выполнение уроков на потом, а в последний момент и вовсе не успевают их сделать. Любой большой объем материала, заданный на каникулы, просто пугает детей, поэтому они делают все, чтобы за него не браться. При этом к традиционному списку летнего чтения большинство ребят относятся достаточно спокойно, хотя и не все успевают его осилить целиком.

— Конечно, бывают случаи, когда ребенок проболел большую часть года или у него серьезные проблемы с учебой, — объясняет психолог Мира Тарпинская. — В таких ситуациях усиленные занятия в каникулы, конечно, совершенно, оправданны. Но большинству среднестатистических школьников совершенно не нужно превращать отдых в очередную летнюю школу. Многим это может даже сильно навредить. У современных школьников даже в началке такая насыщенная программа, что и телу, и мозгу надо когда-то давать от нее отдыхать. Я в последнее время вижу очень много детей, которые в конце года находятся на грани нервного срыва из-за высоких нагрузок, у многих болят спина и руки от многочасовых уроков. Естественно, что любые разговоры родителей о том, что надо опять и на отдыхе браться за учебу, дети воспринимают в штыки. В любом случае школьник не робот, если он полноценно не отдохнет, то его успеваемость в следующем году только ухудшится.

По мнению психологов, чаще всего с бессмысленным перегрузом в каникулы со стороны родителей сталкиваются талантливые и успешные дети. Некоторые взрослые, вместо того чтобы дать таким ребятам спокойно отдохнуть, пытаются проходить с ними программу следующего года вперед, чтобы ребенок в школе еще ярче блеснул знаниями.

— Подобные занятия в каникулы и вовсе не имеют никакого смысла, — объясняет Тарпинская. — Во-первых, дети не успевают отдохнуть, а во-вторых, им просто не интересно будет изучать то же самое в следующем классе. При этом все это не означает, что три месяца ребенок должен полностью расслабляться, просто занятия должны быть интересными и не иметь ничего общего с обычной учебой. Суть любой деятельности во время каникул должна состоять не только в закреплении, но и в расширении и углублении школьных знаний. Опытным родителям со временем удается находить для ребенка занятия, которые придутся ему по душе и будут полезны для дальнейшей учебы. Однако главное правило в том, чтобы вызвать у школьника искреннее желание развиваться самостоятельно, а не заставлять его из-под палки, иначе ничего хорошего все равно не получится.

Играем в учебу

— На самом деле практически в любой современной школе ощущается серьезная нехватка практических занятий, — уверен учитель начальных классов Борис Зимин. — Лето — хороший шанс исправить это недоразумение и при этом превратить повторение пройденного материала в увлекательную игру. Главное, чтобы занятия не имели ничего общего с рутинной учебой. Например, навыки быстрого счета можно отрабатывать при походе в магазин, попросив ребенка посчитать, хватит ли денег на покупку. С математикой помогут также компьютерные тренажеры, дети сейчас любят гаджеты и воспримут занятия как игру. По той же таблице умножения бесплатных эффективных тренажеров в Сети сейчас предостаточно. Для практики в иностранном языке дети могут смотреть мультфильмы на английском и слушать аудиокниги, можно предложить ребенку вместе выучить слова песни любимого исполнителя.

По мнению педагога, занятия по любому предмету начальной школы можно перевести в практическую и увлекательную плоскость. Так, чтобы потренировать школьника в письме, стоит предложить ему записать список продуктов для похода в магазин или свои наблюдения за растениями или птицами на даче. Изучение скучного учебника по окружающему миру можно заменить сбором гербария, экскурсией в лес с изучением ядовитых и съедобных грибов и другими подобными занятиями. Полезны также интеллектуальные игры в слова из серии «вспомнить все страны на «И», они прекрасно тренируют память, да и пригодятся в дальнейшем изучении географии.

— Я выросла в многодетной семье и многие знания получила не от учителей, а от собственных старших сестер, — рассказывает Полина, мама девочек двойняшек.— Летом любимым занятием у нас была игра в школу, в ходе которой сестры много рассказывали мне из того, что прошли сами в классах. Уже будучи взрослой я осознала, что знаний от этих игр у меня сохранилось намного больше, чем от школьных уроков, на которых мы частенько считали ворон. Некоторые виды информации ребенок значительно лучше усваивает в расслабленном состоянии во время игр. Сейчас подобными развлечениями занимаются и мои дочери. Плюс в том, что у них небольшая разница в возрасте, одна увлекается биологией, а другая литературой и историей, поэтому им всегда есть чему новому научить друг друга.

Ирине, маме третьеклассника, летом постоянно приходится подтягивать сына в учебе из-за многочисленных болезней среди учебного года. Однако даже в традиционном правописании женщине удается создать элемент игры.

— Понятно, что когда ребенок пишет кривые слова с ошибками, то нужно просто как можно чаще писать, а детям это не очень нравится и не слишком интересно, — объясняет Ирина. — Мы вышли из положения выбором текстов для контрольного списывания, вместо скучного учебника берем его любимые произведения типа «Гарри Поттера», а иногда и вовсе сочиняем собственные приключенческие истории. Кроме того, во время каникул я всегда уважаю мнение ребенка: если перед уроком его позвали гулять друзья, то мы всегда можем перенести его на другое время. В среднем на занятия у нас уходит не более 30–40 минут 3–4 раза в неделю, сына это сильно не напрягает, а результат за лето получается весьма неплохой.

Занятия на каникулах в других странах

Французские школьники традиционно много занимаются даже на каникулах. Детям приходится ежедневно выполнять задания по различным предметам, чтобы впоследствии получить на экзамене высокий балл.

Дети в Японии на лето получают от учителей внушительное задание, качественное выполнение которого контролируют родители. Младшеклассники на каникулах учатся писать и рисовать, а также заполняют специальные дневники иероглифами.

В Австралии к занятиям на каникулах педагоги относятся более лояльно. Летом для детей организуют различные лагеря, фестивали и спортивные мероприятия, чтобы они могли вести активный образ жизни.

Испанские ребята на каникулах обычно отправляются в местные летние лагеря — «кампаменто», расположенные в горной местности или на берегу моря. Там школьников обучают национальным танцам и пению. Также в стране очень популярны летние лагеря с изучением иностранных языков.

Американские дети расслабляются во время каникул по полной программе. Как правило, летом они предоставлены сами себе, имеют возможность зависать в Интернете и смотреть телевизор сколь душе угодно.

А в Канаде ребята на каникулах обычно отправляются в путешествие со всей семьей.

Каникулы «в законе»

В российском законодательстве нет прямого указания на то, что учителю запрещено задавать школьникам задания на лето. В соответствии с п. 3 ст. 30 закона «Об образовании» образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. То есть решение о заданиях на лето школа может прописать в собственных правилах внутреннего распорядка или в положении о заданиях на дом.    

Однако, как правило, все задания учителей на лето носят рекомендательный характер. Кроме того, статья 31 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года говорит о том, что любой ребенок имеет право на отдых.

Креативные задания на лето

Бурное обсуждение в Интернете вызвало необычное задание на каникулы из 15 пунктов, которое предложил своим ученикам итальянский педагог Чезаре Ката.

В том числе учитель предложил ребятам летом:

— хоть раз встретить рассвет,

— гулять по утрам в полном одиночестве,

— не ругаться, быть вежливыми и добрыми,

— перечитывать конспекты уроков,

— использовать новые слова, которые выучили в этом году,

— мечтать о жизни, не останавливаться на пути к мечте,

— танцевать везде и повсюду,

— избегать тех, кто несет негатив.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27993 от 10 июня 2019

Заголовок в газете: Каникулы нестрогого режима

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру