Пайщики заломили цену аэропорту Краснодар

Как может повлиять потребительский экстремизм на строительство транспортного хаба

Так же как квартирный вопрос испортил москвичей, так и земельный испортил кубанцев. Собственники земельных участков, которые планируется изъять для крупного транспортного узла на Кубани, оспаривают решение суда об изъятии территорий под государственные нужды. Группа пайщиков недовольны ценой выкупа и требуют суммы почти в 10 раз больше той, которую им предложили за гектар земли. Пресс-служба аэропорта Краснодара сообщила, что действия по осуществлению выкупа территории осуществляются в полном соответствии с действующим законодательством. Строительство нового аэропорта федерального значения было анонсировано еще несколько лет назад, проект осуществляется в рамках программы по реализации Южного экспортно-импортного хаба и получил поддержку президента Владимира Путина. Новый транспортный узел должен перевозить миллионы человек и тонны грузов. Размер инвестиций в проект составит почти 100 миллиардов рублей, а дополнительные издержки, связанные с увеличением цены выкупа земель, могут привести к росту стоимости обслуживания в аэропорту и, как следствие, подорожанию авиабилетов.

Как может повлиять потребительский экстремизм на строительство транспортного хаба
Международный аэропорт Краснодар. Фото: krr.aero

Договор о строительстве транспортного узла подписан на Российском инвестиционном форуме в Сочи в этом году. Проект включен в Стратегию социально-экономического развития Краснодарского края 2030. Как сообщал губернатор региона Вениамин Кондратьев на презентации проекта вице-премьеру Максиму Акимову, Южный экспортно-импортный хаб включит в себя 9 портов и 4 аэропорта.

Подсчитывалось, что на строительство нового транспортного комплекса потребуется 99,2 млрд рублей, а полностью готов он будет к 2042 году.

Ожидается, что новое здание аэровокзала с площадью терминала 70 тыс. кв метров и новой взлетно-посадочной полосой сможет обслужить в год 13,5 млн пассажиров, а новый терминально-логистический центр будет перевозить 4 млн тонн грузов. При этом проект включает в себя и железнодорожное, и автобусное сообщение. На территории комплекса планируется строительство транспортно-пересадочного узла, который будет обслуживать 20 электропоездов в сутки, 200 междугородних и межрегиональных маршрутов, а также городской трамвай. Будет обустроена парковка на 1000 автомобилей, построены гостиница, административно-деловой комплекс, аллеи для прогулок, а посадка в самолет будет осуществляться по 8 телетрапам, конструкция которых обеспечит обслуживание до 10 воздушных судов одновременно.

Действующий аэропорт Краснодара «Пашковский» уже сейчас занимает 9 место по пассажиропотоку в России, принимая около 100 взлетов-посадок ежесуточно и обслуживая 4 млн пассажиров в год. Модернизация комплекса позволит краснодарскому хабу стать крупнейшим на юге России.

Для осуществления масштабного проекта Росавиация выкупает земельные участки сельскохозяйственного назначения в районе хутора имени Ленина. Соответствующие приказы изданы федеральным агентством. Как сообщили в пресс-службе аэропорта Краснодара «все собственники ознакомлены с условиями выкупа земельных участков, часть из них согласилась с предложением и получила выкупную цену». «В отношении земельных участков, чьи собственники не согласились с предложенной ценой, дела рассматриваются в суде», — уточнили представители аэропорта. Главная претензия несогласных с решением государства пайщиков — выкупная цена. Они требуют платы по 4 млн за гектар земли, в то время как им полагается 370 тыс рублей — эта сумма определена в соответствии с законодательством на основании оценки независимой экспертной компанией рыночной стоимости территорий.

Представители аэропорта Краснодара полагают, что недовольные ситуацией активисты используют ее в своих интересах. «Небольшая группа лиц пытается использовать ситуацию в своих корыстных интересах. Они препятствуют изъятию земли и требуют от участников процесса дополнительные деньги, срывая краевые и федеральные программы по развитию региональных аэропортов и развитию транспортной инфраструктуры города», — цитирует собеседника газета «Коммерсант».

Эксперты сумму в 4 млн рублей за гектар земли сельскохозяйственного назначения, где сейчас нет дорог и другой инфраструктуры, считают завышенной. Повторная экспертиза, если ее назначит суд, в который обратились пайщики, и определит стоимость земли. Однако не факт, что она будет выше предлагаемой, считает юрист Александр Москаленко.

Более того, повышение стоимости участков несет в себе серьезные экономические последствия для всего проекта. Увеличение затрат на выкуп увеличит CAPEX (капитальные расходы) проекта и срок окупаемости инвестиций. Чтобы нивелировать потери, инвесторы переложат затраты на всех авиапассажиров Кубани. Тарифы на обслуживание авиакомпаний будут выше, что отразится на стоимости авиабилетов.

В Южном федеральном округе уже есть такой пример. В феврале губернатор Ростовской области Василий Голубев заявил, что аэропорт «Платов» — главный конкурент краснодарского «Пашковского» — невыгоден для авиакомпаний, поскольку является одним из самых дорогих по цене обслуживания. Чтобы не лишать жителей региона доступных авиаперевозок, правительство области субсидирует перелеты. Например, в этом году субсидии превысили 250 млн рублей.

Сомнений в том, что строительство нового транспортного хаба начнется, быть не может. А значит, земли будут изъяты. Недовольных пайщиков же ждут суды и судебные затраты, которые в конце могут и вовсе не окупиться. Тем не менее, через несколько лет к услугам жителей юга России и всей страны будет построен удобный транспортный узел. Вопрос только в том, придется ли им расплачиваться из собственных карманов за финансовые претензии своих земляков.

Между тем

В сентябре Национальное объединение застройщиков жилья и единый Институт развития строительной отрасли провели экспертный опрос в 29 регионах среди представителей девелоперского сообщества о потребительском экстремизме. Под этим термином подразумевается целенаправленное генерирование претензий и судебных исков со стороны ряда профессиональных юристов, манипулируя законодательством в корыстных целях. Выяснилось, что с проблемой потребительского экстремизма сталкивались 70% опрошенных застройщиков. Не исключено, что явление характерно не только для сферы строительства, но и для других отраслей — розничной торговли, сфере услуг, землевладении.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру