Станция "Мирный" — первая советская и российская антарктическая станция, которая находится на побережье моря Дейвиса (Земля Королевы Мэри). Она была открыта в 1956 году. Расположение оказалось не слишком удачным — выбранное первооткрывателями место продувалось сильными, штормовыми ветрами. 220 дней в году их скорость превышает 15 м/с, а зимой усиливается до 25 м/с. Сейчас на Мирном как раз наступила зима.
– Расскажите, что могло привести к пожару? - спрашиваю я своего собеседника.
– Под подозрением масляный радиатор, обогревавший помещение метеокабинета. В условиях сильного ветра пожар там разгорается молниеносно и потушить его не представляется возможным. Если на Мирном начинается пожар, пиши пропало — здание потеряно. Ветер дует всегда в одном направлении.
– По сообщению пресс-службы Арктического и антарктического НИИ, в помещении находились 11 человек. Они там жили или находились по служебным делам?
– В этом здании проживали наши зимовщики, а также были расположены лаборатории: тот самый метеокабинет, кабинет аэрологии, лаборатория ФИАНа, серверная, гидрометеорологическая лаборатория и радиорубка. К счастью, людям удалось спастись - они успели эвакуироваться через торцевой противопожарный выход здания в соседнее, где, кроме комнат их коллег находится комната начальника станции, медпункт, кают-компания, кухня, столовая.
– Расстояние, судя по фото, между зданиями очень уж небольшое. Как только огонь не перекинулся на кают-компанию?
– Это на фото оно небольшое, на самом деле между ними — десятки метров. Огнем немного зацепило и кают-компанию, но сотрудникам станции удалось затушить огонь. Сейчас все сидят по каютам, разбираться в причинах пожара пока не позволяет ураганный ветер. Если он подул, то 3-5 дней выходить на улицу, особенно в зимнее время, бесполезно, сдует. Поэтому будут ждать, пока стихнет непогода.
– Эвакуироваться на другую российскую станцию они могут в случае чего?
– Такой необходимости нет. Склад с продовольствием не пострадал, топливо уцелело, опасности для жизни нет.
– Я читала, что раньше от "Мирного" на станцию "Восток" доставлялось продовольствие санно-гусеничным поездом, который шел чуть ли не месяц. Сейчас такие поезда ходят?
– Необходимость в них отпала с 2008 года, когда функцию основного транспортного узла взяла на себя другая наша станция — "Прогресс". С "Мирного" сейчас такой поезд бы и не добрался - из-за таяния трассы на пути образовались огромные трещины в леднике.
– Ну а кто поставляет продукты в "Мирный"?
– Раз в год их привозит наше судно.
– Говорят, что с интернетом на "Мирном" проблемы…
– Да, он там спутниковый, выход на связь осуществляется только через институт и не каждый день.
– Получается сотрудники-погорельцы, расселившиеся сейчас в каютах своих товарищей, будут жить в таких стесненных условиях до декабря, когда за ними придет корабль?
– Получается, что так. Потом, наверное, руководство решит, как быть. Скорее всего, новая экспедиция будет в два раза меньше.
– Научное оборудование потеряно полностью?
– Да, и это еще одна проблема. Поскольку проводить метеонаблюдения все равно надо, ребятам вместо автоматических приборов придется пользоваться старыми, дедовским методами измерения температуры и влажности воздуха — при помощи аппаратуры 40-60-летней давности, при помощи обычных градусников.
Читайте материал "Полярники погоревшей станции "Мирный" в Антарктиде остались без помощи"