Домашнее обучение детей чревато проблемами с психикой

Здоровому ребенку оно не нужно

Эпидемия коронавируса заставила всех школьников учиться на дому, и это понятно: альтернатива — стремительное распространение заразы и массовые жертвы. Но вот что интересно. Некоторые мамы нашли серьезные плюсы в обучении детей без отрыва от семейного очага: сын или дочка всегда под боком, никто из одноклассников их не обидит, да и контроль за процессом обучения полный. И кое-кто уже подумывает: так, может, стоит сохранить этот режим и когда все наладится и вирус отступит?

Здоровому ребенку оно не нужно

«Дочка не захотела учиться и ушла из вуза из-за нервного срыва»

Верочка М., как рассказали «МК» ее родители, не ходила в детский сад:

— Мы считали, что дочь должна воспитываться дома, и возможность такая была. В начальную школу она пошла. Но после небольшого конфликта со сверстниками мы перевели Веру на домашнее обучение: так было спокойнее (по словам специалистов, правильнее называть этот вид обучения не домашним, а семейным, заочной или очно-заочной формой, но сути дела это не меняет. — «МК».). Был и другой фактор, который сыграл в пользу домашнего обучения: нас не очень впечатляла классная руководительница. В итоге учеба дома у дочки шла отлично, программу мы осваивали даже шире, чем в школе, и заметно быстрее. К Вере приезжала сначала одна учительница, которую выбрала мама. Затем — преподаватели по различным дисциплинам. Учеба продвигалась прекрасно, мы все не могли на это нарадоваться, а. Вера очень гордилась, что ее результаты ЕГЭ были такими высокими, что она без проблем поступила в отличный вуз, который выбрала.

Увы, дальше все пошло намного хуже, вздыхает мама.

— Первый же курс оказался для Верочки неимоверно сложным. В конце концов, накопив академических «долгов», она ушла из-за нервного срыва и не захотела учиться! Чем эта история закончилась? Работой с психологом, а затем восстановлением через два года на вечернем отделении.

Психолог, работавший с Верой, вскоре понял: девушка привыкла к вниманию со стороны репетиторов и, столкнувшись в вузе с самостоятельностью, не справилась. Здесь ее никто не контролировал, не спрашивал, как у нее дела, не объяснял. Вернее, чтобы преподаватель объяснил, надо было сначала его найти, попросить о помощи. А Вера к этому не привыкла. Правда, ребята-сокурсники общались друг с другом, пересылая в чатах не только приколы, но и полезные ссылки, лекции, события, информацию о переносах занятий. Но Вера была вне этой коммуникации, а потому, бывало, пропускала занятия. Таким образом, первый курс, время активной адаптации в новом образе жизни, у нее он был крайне сложным. И девушка не выдержала этого испытания.

— Вера прошла через серьезный кризис. И это был запрограммированный кризис, поскольку даже самый слабый класс обеспечивает главное: социализацию ребенка, — разъяснила «МК» суть проблемы автор профориентационной методики, кандидат психологических наук Светлана Симоненко. — Дело в том, что задача школьного периода — не только учеба. Ребенок учится взаимодействовать с социумом, учится принимать решения, не бояться новых вызовов. Изолируя ребенка, родители должны понимать: изолировать всю жизнь не получится. И когда-нибудь ему в любом случае придется налаживать с миром отношения. Ну а чем дальше, тем человеку сложнее социализироваться.

Кривое зеркало коварных успехов

Больше всего, наверное, в истории Веры поражает то, что девочка, не сумевшая адаптироваться к институту и вынужденная из-за этого его оставить, до того прекрасно училась в школе! Какими же коварными оказались ее школьные «успехи»! Ориентируясь на них, родители были уверены, что с дочкой все в порядке. Но зеркало, отражавшее ее развитие, оказалось кривым.

— Да, домашнее обучение максимально комфортно и адаптировано под ребенка. Однако «успехи» школьника в этом случае — не более чем срез знания, разовая оценка, на которую он сдал в школе конкретный материал, пройденный дома, — напоминает Симоненко. — У тех же, кто учится в школе, знания оцениваются на протяжении всего обучения, что показывает, как ребенок работает, как пишет, как выполняет контрольные и домашние задания. А это дает представление не только об одномоментном срезе знаний, но и о многом другом. Например, об усидчивости. К примеру, учащийся прилично знает английский язык, но ленится делать домашние задания, а потому получает заслуженные «двойки» и «тройки». Это уже не просто срез, а оценка всей его работы.

Более того. Нельзя забывать, подчеркивает эксперт, что «школа дает не только знания! Это часть единой системы социализации ребенка, обучающей его быть членом общества. Для подавляющего большинства этапы этой социализации таковы: детский сад — школа — среднее (высшее) профобразование. Не случайно поэтому раньше ребенок, не посещавший детский сад, официально считался «неорганизованным», и это был сигнал для учителя, что в отличие от детсадовских детей, привыкших к четкому расписанию (время для завтрака, для игры, прогулки и т.п.) и подчиняющихся указаниям воспитателя, «домашний» ребенок участвует в планировании своего графика сам. Например, гуляет с бабушкой ровно столько, сколько хочет, и если запросится домой пораньше, бабушка его уведет. В школе же хочешь — не хочешь, а на уроке математики надо заниматься математикой. И не опаздывать на занятия, потому что иначе будут ругать, а на систематические опоздания пожалуются родителям».

Обо всем этом сейчас часто забывают. И зря! Пропущенный «детский» этап социализации принципиально невосполним, предупреждает эксперт:

— Для каждого возраста характерны не только определенные этапы развития физического, но также умственного и социального. Так, к двум годам ребенок должен научиться есть ложкой. И если по каким-то причинам он этого не делает, значит, с его развитием что-то не так — даже если в этом возрасте он, к примеру, научился читать. Упущенное в должные сроки наверстать нельзя! Поэтому, кстати, «дети-маугли», найденные в возрасте старше 8 лет, не могут адаптироваться к жизни в человеческом обществе: у них не сформированы необходимые социальные навыки.

«Ох, как трудно высидеть лекцию!»

Действительно, помимо обучения школа, по словам специалистов, выполняет две ключевые задачи. Во-первых, учит ребенка соблюдать формальные правила, независимо от того, как он к ним относится. Во-вторых, формирует умение соотносить свои действия и интересы с другими людьми. Именно это не позволяет ученику, к примеру, вставать в классе во время урока, даже если очень хочется размяться, — это мешает другим. Ребенок должен знать: в обществе есть определенные нормы этики, и понимание этого, наряду с умением читать, писать и считать, входит в необходимый багаж знаний, позволяющий человеку существовать в обществе. Вот этих-то базовых знаний ребенок, находящийся на домашнем обучении, лишен. Отсюда и трудности «надомников» в вузах, разъясняет Светлана Симоненко:

— Если «надомник» пожалуется маме, что устал заниматься математикой, та, скорее всего, скажет: ну, прервись и поделай физические упражнения. Но когда он поступает в вуз, этого ему никто не скажет! Адаптироваться к вузовской жизни трудно даже ребенку, обучавшемуся не дома, а в школе: жесткого контроля, как в классе, больше нет; «домашку» каждый день никто не проверяет, родителей не вызывают, за пропуски занятий не ругают... А через полгода бабах! — сессия. И пошло-поехало. Дети с сильно развитыми волевыми качествами адаптируются сравнительно легко и могут учиться без постоянного надзора родителей и учителей. Но ребенок, не научившийся ни следовать формальным правилам, ни координировать свои действия с другими, сталкивается с серьезными трудностями, ведь проходить адаптацию в 17 лет гораздо сложнее, чем в школьном возрасте. Ох как трудно высидеть лекцию человеку, не привыкшему в течение полутора часов концентрировать свое внимание на материале, который он, возможно, и не сразу понимает!

Можно ли восполнить невосполнимое

Но, может быть, можно как-то компенсировать пробелы в социализации детей при домашнем обучении?

— Для детей младшего возраста, наверное, можно, — не исключает Симоненко. — Например, если включать в процесс домашнего обучения любые коллективные занятия, будь то танцы или известные с советских времен подготовительные группы к поступлению в школу. Но для подростков это проблематично.

Можно, конечно, попытаться и для подростков, обучающихся дома, «организовывать не только образовательный процесс, но и воспитательный, а также процесс социализации, — заявила «МК» эксперт Национальной родительской ассоциации, эксперт общественного совета при Департаменте образования Москвы, старший преподаватель Московского педагогического государственного университета Екатерина Аверкиева. — Домашний ребенок может посещать кружки, групповые виды спорта, лагеря, ходить в походы. У ребенка должно быть много сверстников в окружении, из которых он может выбрать себе друзей, он должен общаться с разными детьми, чтобы адаптироваться и научиться вступать в контакт со всеми».

Однако принципиально важно и другое, подчеркивает Аверкиева:

— Вы как родитель постоянно должны держать руку на пульсе — чем живет ваш ребенок, все ли у него хорошо, не надо ли изменить что-то в вашей системе обучения и т.д. Потому что вы идете по нехоженой тропе. Это не проверенная столетиями система образования и воспитания (пусть и не идеальная), а создаваемая вами на ходу индивидуальная школа для вашего ребенка. Поэтому и мониторинг результатов должен быть более тщательным, на постоянной основе.

Осторожно: эксперимент!

— Переводя ребенка на семейное обучение, надо понимать, что вы идете на эксперимент, — предупреждает Аверкиева. — И это ваша полная ответственность как родителя. Это не значит, что это плохо. Но пока это не проверено достаточно практикой. Поэтому это ваша ответственность. Сможете ли вы не только направлять образовательный и воспитательный процесс, но и обеспечить социализацию ребенка?

Вопрос этот очень непростой, ведь судьба детей, которые не посещали традиционную школу и учились дома или вместе с такими же детьми на семейной форме обучения, складывается, по словам эксперта, очень по-разному:

— Есть дети, которые на два года раньше окончили школу, успешно окончили вуз, отлично интегрировались в социум и добиваются успеха в жизни. Например, если ребенок профессионально занимается спортом и домашнее обучение для него — единственный путь окончить школу. В этом случае социализация проходит в команде, где ребенок учится взаимодействовать со сверстниками, а программа осваивается дома. И проблема, таким образом, снимается. Но есть дети, которые не смогли встроиться в вузовскую систему образования, им сложно наладить контакт со сверстниками.

Кто, спрашивается, даст гарантию, что ваш ребенок не попадет в число последних? Вообще, при проведении любых экспериментов в образовании надо обязательно смотреть, что получается с детьми, предупреждает Симоненко:

— Над этим должны работать целые научные коллективы, иначе это нам обязательно аукнется. Вот решили мы изменить подход к обучению ребенка читать. Учиться чтению он и впрямь стал быстрее. Но 10 лет спустя оказалось, что дети разучились грамотно писать и делают страшные ошибки! А почему школьники не могут высидеть 45 минут урока? Да потому, что их с малолетства кормили под включенный телевизор с мелькающими картинками. А потом они пришли в школу, где картинка не меняется: все тот же учитель перед той же доской. Да такой ребенок физически не может сфокусировать внимание! Вот они, истоки клипового мышления!

«Вдруг ты обнаружил, что не услышал звука стартового пистолета»

Вывод прост: как бы заманчиво на первый взгляд ни выглядело домашнее обучение, от него лучше отказываться, предупреждает Симоненко. Разумеется, при условии, что сын или дочка физически способны ходить в школу:

— Переводя своих детей на домашнее обучение, родители полагают, что делают для них лучше: учится сынок дома — значит, в школе его никто не ударит, не скажет ему ничего плохого. Но дальше-то что? Всю жизнь его за руку водить? А выйдет он один на улицу и к нему подойдет неадекватный человек — он как отреагирует? Люди-то разные нас окружают! Практически здоровому ребенку незачем домашнее обучение! Кстати, раньше на эту форму переводили только неадаптивных детей — тех, которые всем мешали, кого невозможно было интегрировать в школьный коллектив и поведение которых приводило к понижению качества образования других ребят.

На одном из самых известных дисков группы «Пинк Флойд» есть песня с такими словами: «Вдруг ты обнаружил, что не услышал звука стартового пистолета. И твои планы как были, так и остались на бумаге». Не это ли сплошь и рядом происходит с детьми на семейном обучении? Ребенок был способен на большее, но «комфортная среда» погубила его. Так что по завершении эпидемии давайте оградим его от этой опасности, когда вернемся к нормальной жизни.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28339 от 17 августа 2020

Заголовок в газете: Одни дома

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру