Мифы и правда об Эдуарде Стрельцове: сериал глазами историков

Исследователям удалось выяснить реальные обстоятельства дела

Один из главных ТВ-каналов в эти дни угощает зрителей очередным сериалом про историю времен СССР - «В созвездии Стрельца». На сей раз показывают кинематографическую версию биографии знаменитого советского футболиста Эдуарда Стрельцова - наиболее трагических и запутанных событий, перемоловших в итоге жизнь «русского Пеле».

Три года назад, летом 2017 года «МК» опубликовал самое полное исследование об Эдуарде Стрельцове и его трагической истории.

Материал первого заместителя главного редактора «МК» Петра Спектора "Черно-белая судьба Эдуарда Стрельцова" основывался на уникальных фактах из уголовного дела великого футболиста. Но сегодня в связи с выходом сериала есть повод снова вернуться к этой истории.

Мы попытались с помощью юриста-эксперта еще раз прояснить нюансы скандала, закончившегося для спортсмена длительным тюремным сроком.

Исследователям удалось выяснить реальные обстоятельства дела

Самой интригующей частью этого сериального повествования (как впрочем и всей биографии легендарного спортсмена) является история с тем преступлением, за которое Стрельцов получил срок и был надолго отлучен от большого футбола.

Создатели сериала «В созвездии Стрельца» предложили зрителям одну из самых заковыристых версий из числа всех существующих – конспирологическую. По сценарию фильма Эдуард Стрельцов стал жертвой заговора министра внутренних дел СССР Дудорова, который хотел любыми, даже грязными способами заставить этого суперталантливого футболиста перейти из команды «Торпедо» в «МВДшное» «Динамо». Ну и понеслось – завербованный на аморалке молодой летчик, подставные барышни, специально организованная пьяная вечеринка на даче и даже вынужденная подмена насильника…

Сюжет закручен лихо. Правда, авторы с самого начала предупредили своих зрителей, что это отнюдь не документально-историческое повествование. В первых же титрах, появляющихся на экране, читаем: «Данный фильм является художественным произведением. Хронология футбольных матчей и отдельных событий не всегда соответствует исторической действительности».

Однако хотелось бы разобраться, что и где не соответствует? А еще лучше – узнать, как оно все было на самом деле?

Кадр из сериала "В созвездии Стрельца"

У автора этих строк есть возможность, хотя бы отчасти ответить на такие вопросы, благодаря тому, что ему довелось встречаться с юристом, который в конце 1990-х проводил собственное расследование дела Стрельцова.

К сожалению, поговорить с этим человеком, Андреем Викторовичем Сухомлиновым, сейчас, по горячим следам после просмотра серий нового фильма, невозможно, – он скончался еще несколько лет назад. Однако в журналистском архиве сохранились записи, сделанные во время наших встреч. Среди прочего Сухомлинов тогда коснулся и запутанной истории с осужденным футболистом Стрельцовым. Мы планировали более подробно вернуться к этой теме позднее, но – не сложилось. Теперь приходится рассказывать подробности расследования юриста Сухомлинова уже без самого Сухомлинова – на основании старых пометок в блокноте, а также воспользовавшись материалами, собранными самим Андреем Викторовичем для его книги «Эдуард Стрельцов. Трагедия великого футболиста».

А. В. Сухомлинов в свое время закончил юрфак военной академии, проходил службу в органах военной прокуратуры, получил чин полковника юстиции, а после выхода в отставку работал юрисконсультом.

Именно тогда, уже на гражданке к Сухомлинову обратилось за помощью руководство Российского футбольного союза. В бумаге, полученной в 1997 году и подписанной 1-м вице-президентом РФС Никитой Симоняном, высококлассному юристу поручали «подготовку материалов по реабилитации бывшего игрока команды «Торпедо» (Москва) и сборной СССР Стрельцова».

Самому Андрею Викторовичу довелось быть лично знакомым с прославленным футболистом, кроме того, работая над материалами по старому уголовному делу, он встречался с вдовой Стрельцова, с его сыном… Многие интересные подробности всплыли, когда удалось отыскать чудом сохранившееся в архиве, не уничтоженное за истечением установленных сроков хранения уголовное дело Э. А. Стрельцова.

Игра в «жучка»

Прежде, чем раскладывать по полочкам факты, привлекшие внимание Сухомлинова, давайте обозначим пунктиром сюжетную линию, выстроенную на экране создателями сериала, - чтобы сравнить с киношной историей реальные моменты той давней криминальной эпопеи.

Итак, министр МВД Дудоров дает подчиненным распоряжение любой ценой перетянуть талантливого футболиста Стрельцова в ведомственную милицейскую команду «Динамо». Но Эдуард никак не соглашается. И тогда сотрудники органов по указанию своего шефа затевают спец-операцию с целью припугнуть заартачившегося парня. Для этого сперва ловят на девушку военного летчика Эдуарда Караханова – близкого приятеля одного из товарищей Стрельцова по сборной СССР. С помощью шантажа заставляют его организовать на родительской даче пьяную вечеринку с футболистами, на которой должны присутствовать «внештатные сотрудницы органов» - барышни-приманки.

Одна из них почему-то не является к месту встречи, и ее экспромтом приходиться заменить на подружку кого-то из «внештатниц» Марину. Именно она отправлена в итоге Карахановым по указанию режиссеров из МВД ночевать в одной комнате вместе со Стрельцовым. А поскольку звездный футболист изрядно напился и вместо ожидаемой сексуальной активности попросту заснул, к делу пришлось подключаться самому организатору вечеринки. Караханов изнасиловал отключившуюся Марину в своей комнате, а потом уложил ее на кровать рядом с беспробудно спящим Стрельцовым, сымитировав тем самым его вину в случившемся насилии. Очнувшаяся барышня, осознав произошедшее с ней, по наущению одной из «подсадных» девиц отправилась в милицию писать заявление на насильника Стрельцова. И пошло-поехало. – Арест футболиста, его допросы, угрозы со стороны ведущих следствие. В то же время – попытки друзей, матери спасти Эдуарда от незаслуженного наказания. Далее суд, лагерь…

Впрочем, до этапа судебно-лагерного на момент написания этой статьи показ сериала еще не дошел. А потому остановимся именно на перипетиях самого преступления.

Часть событий, показанных в фильме, действительно происходила. 26 мая 1958 года, за несколько дней до отъезда на важный международный матч футболисты сборной СССР побывали в ателье в районе Проспекта Мира, где прошла примерка парадных костюмов для членов команды. Именно оттуда трое из них отправились «гульнуть» на дачный пикник в подмосковном поселке Правда. Инициатором мероприятия был Эдуард Караханов. Он заинтересовал молодых парней перспективой богатого угощения с выпивкой, приятного купания, а главное - присутствием на мероприятии дамского коллектива.

А. Сухомлинов: «Стрельцов вспоминал потом, что встретился с другом Михаилом Огоньковым, который был на своем «Москвиче». После ателье они вдвоем поехали к Борису Татушину, который ждал их в машине на улице Горького. В татушинском «Москвиче», кроме хозяина, сидели его друг детства, летчик Эдуард Караханов, приехавший в отпуск, и две смазливые девушки, Инна Е. и Ирина П. Они все вместе направились в поселок Правда, неподалеку от подмосковного Пушкина, где находилась дача родителей Караханова…

На предложение провести выходной день на лоне природы Огоньков с улыбкой заметил: «Девушки будут, тогда поедем. А без девушек там делать нечего.» Стрельцов молча согласился со своим более опытным другом.

Одна из девушек, Инна Е., сказала, что надо бы заехать в Пушкино, где она пригласит своих двух подружек. В Пушкино Инна сбегала к Марианне Л. и Тамаре Т., которые в тот день работали на огородах – сажали картошку, и сообщила им, что на двух «Москвичах» приехали футболисты из сборной СССР, все красиво одеты и приглашают купаться на водохранилище. Девушки быстро надели праздничные сарафаны, и компания в количестве уже 8 человек двинулась дальше.»

На берегу водохранилища в Тишково устроили пикник с купанием, выпивкой и даже импровизированным футбольным матчем. Выигравшая команда отправилась в магазин за дополнительным «горючим», - чтобы обмыть победный результат. Как потом показывали участники событий, уже в это время, когда оставшаяся часть компании ожидала возвращения гонцов, Эдуард прогуливался с Марианной по берегу, они оживленно разговаривали и вроде бы даже целовались.

За отсутствием шампанского посланцы купили несколько бутылок крепкой «Старки», и загул продолжился.

А. Сухомлинов: «Около 21 часа вся группа на машинах вернулась в Правду, на дачу Караханова. И опять пили. Потом старшие стали расходиться по комнатам. Их там, на огромной даче Караханова-старшего, много. Эдуард и Марианна стали играть в настольный теннис, а по показаниям девушки, еще и в «жучка». Что это за игра, из протоколов допросов Марианны и остальных не выяснено.

Поздним вечером Марианна с Тамарой стали собираться на электричку, чтобы ехать домой, но Стрельцов и Огоньков уговорили их остаться до утра. Татушин позже отвез одну девушку домой, в Пушкино... Отсюда можно сделать вывод: желающие все-таки могли уехать с дачи.

Когда Татушин вернулся на дачу, он спросил, где Стрельцов с Марианной. Ему ответили Огоньков и две девушки, что они пошли спать, Караханов тоже там где-то. Татушин со своей знакомой Инной посидел немного и уже ночью уехал в Москву.

Что касается Стрельцова и Марианны, то они действительно оказались в комнате, куда их пригласила мачеха Караханова, приготовившая постель. О том, как они попали в комнату, вспоминали потом по-разному. Стрельцов на допросах показал, что они спокойно прошли в комнату. Это же подтверждали и свидетели, в том числе Инна, которая также заходила вместе с ними в эту же комнату, а затем ушла. Марианна же говорила, что Стрельцов ее туда затащил».

О событиях этой столь поворотной в судьбах некоторых из них ночи сами участники дачного пикника потом рассказывали следствию. У Сухомлинова сохранились выписки из показаний, хранящихся в уголовном деле.

Инна Е.: «Услышав крик, я сначала растерялась, а потом решила, что она сама пошла со Стрельцовым, - целый день была с ним, ела с его вилки, ходила в его пиджаке, сама села к нему на колени. Поэтому я решила не входить в комнату. У меня сложилось впечатление, что Стрельцов Марианне нравится».

Ирина П.: «Сидя на террасе, я никакого крика не слышала. Войдя в комнату, я сказала Караханову, что со Стрельцовым кто-то лежит на кровати. Мы легли в этой же комнате на полу, и тут я увидела, что Стрельцов с Л. выполняют половой акт. Уточняю: это было во второй раз, а первый раз я заметила это будучи на террасе. Тогда я вышла. Я не заметила никакого сопротивления со стороны Марианны».

Тамара Т.: «Я не думала, что Стрельцов сделает что-то плохое Марианне, так как она сама пошла с ним. Ира сказала мне с Огоньковым, что «Марианна со Стрельцовым вовсю живет» и, обняв его, спит».

Сухомлинов, изучая уголовное дело, обратил внимание на противоречия в показаниях главных действующих лиц. Стрельцов объяснил следователю, что они с Марианной без особых проблем и уговоров разделись и легли в постель. А вот Марианна обвинила футболиста в агрессивных действиях.

А. Сухомлинов: «В показаниях девушки упоминается, что он силой повалил ее на кровать, в борьбе против ее воли стал срывать с нее одежду. Но потом та же Марианна показывала, что одежда была аккуратно сложена на стуле. Причина подобных противоречий так и осталась следствием не выясненной.

Из материалов следствия видно, что потерпевшая вначале оказала сопротивление, кричала, поцарапала Стрельцову лицо и укусила его за палец. А Стрельцов в ответ на это ударил ее по лицу.

Ситуация становится еще более непонятной, если учесть, что, по показаниям потерпевшей и Стрельцова, в ту же ночь они еще раз предались любви, но теперь уже по обоюдному согласию. Около 5 часов утра Марианна ушла одна с дачи и через два часа была дома в Пушкино. Мать Марианны, увидев дочь с синяками на лице, поняв все, что произошло, уложила ее в кровать, а затем вызвала работников милиции, которые и получили от Марианны заявление об изнасиловании ее Стрельцовым».

В итоге 26 мая следователем районной прокуратуры было возбуждено уголовное дело. В тот же день троих футболистов – участников злополучного пикника усиленный наряд милиции задержал прямо на тренировочной базе в Тарасовке и отвез в КПЗ.

30 мая потерпевшая Марианна Л., к которой до того приезжала на переговоры мать Эдуарда, написала заявление, что прощает Стрельцова. Однако это не помогло остановить действия прокурорских работников. – Досадная случайность: девушка по неопытности использовала неправильную формулировку. Ведь ее заявление не аннулировало самого факта изнасилования, а, согласно советским законам, уголовные дела по таким преступлениям не подлежали прекращению за примирением сторон. (А вот товарищу Эдуарда Михаилу Огонькову, тоже участвовавшему в той разгульной вечеринке на даче, повезло. Девушка Тамара, сперва обвинившая было него в насильственных действиях, уже на следующий день принесла в прокуратуру отказной документ – такой, какой нужно. «Прошу считать мое заявление об изнасиловании меня гражданином Огоньковым, неправильным. В действительности изнасилования не было». В результате Огонькова выпустили, дело на него заводить не стали).

Другой Эдуард

Так были ли в ту ночь совершены против Марианны Л. насильственные сексуальные действия, которые вменялись в вину Стрельцову?

Одна из версий, которую высказал на сей счет Андрей Сухомлинов ознакомившись с материалами дела, выглядит следующим образом.

Сомневаться, что пострадавшая Л. в ту ночь вступала в интимную связь с мужчиной не приходится. Об этом говорят ее собственные показания, данные гинекологической экспертизы. А еще - показания самого Стрельцова. (А. Сухомлинов: «Профессионального мастерства следователи в этом деле не проявили. Им просто повезло, что Стрельцов с самого начала и до самого конца полностью признавал свою вину. Признавался во всем, где надо и где не надо, по-мальчишески все брал на себя»).

Следующий вопрос, а воспринимал ли сам Эдуард свои действия, как изнасилование? С одной стороны, вроде бы должен был понимать, что поступает вопреки желанию девушки: ведь она кричала, оказывала ему сопротивление, даже поцарапала щеку и укусила за палец. Но с другой стороны, разгоряченный винными парами молодой парень, - при том уже весьма избалованный женским вниманием к себе, вполне мог неправильно интерпретировать эти поступки своей партнерши, принять их за девичье кокетство и ломание.

Правда, есть вроде бы отягчающее обстоятельство. Ведь Эдуард ударил Марианну по лицу, причинив ей, если выражаться языком протокола, легкие телесные повреждения. Однако данному поступку сам Стрельцов дал такое объяснение: мол, ударил девушку, разозлившись на нее за то, что укусила его и поцарапала лицо, но вовсе не для того, чтобы силой преодолеть сопротивление.

Принимая во внимание все эти факты, а также и другие, упомянутые выше, – как в течение дня гуляла-миловалась эта парочка, как раскованно вела себя с Эдуардом девушка, - юрист Сухомлинов сделал вывод: «С учетом психологической ситуации, поведения участников события, добросовестного заблуждения Стрельцова происходящим, факт изнасилования следствием не доказан».

Андрей Викторович высказал и еще одно предположение, также основанное на изучении материалов дела. Оно вообще в корне меняет всю ситуацию с определением виновного. И позволяет представить картину произошедшего, до некоторой степени напоминающую ту, что мы увидели в нынешнем телесериале.

А не мог ли совершить изнасилование другой Эдуард? Не Стрельцов, а Караханов?  

Изучая подшитые в папке документы, Сухомлинов обратил внимание на один важный момент. Согласно показаниям свидетелей, в той же комнате, где находились Стрельцов и Марианна, спал пьяный сын хозяев дачи.

В своих показаниях Эдуард Караханов сообщил следствию, что о событиях той ночи ничего не помнит, поскольку находился в состоянии сильного опьянения. Потерпевшая, по ее словам, также ничего не может вспомнить о самом моменте, поскольку до того много выпила, а кроме того, отключилась после удара по лицу.

Что, если дело было так: Стрельцов попытался было пристроиться к девушке, получил от нее отпор, даже легкие травмы, ударил в приступе гнева недотрогу, а потом – что называется, на лету заснул, как это порой бывает с сильно поддатыми. Но вот Караханов, наоборот, вдруг очнулся от сна, в пьяном угаре набросился на беспомощную девушку и…

Казалось бы, все должна прояснить экспертиза. На одежде Марианны были найдены пятна чужой крови, а у Стрельцова и Караханова обнаружились царапины. Скорее всего, от этих царапин при близости и запачкалась ткань. Значит, достаточно провести анализы крови, сравнить их, и результаты сами укажут на виновного.

Увы, опять вмешался случай. Как выяснил Сухомлинов из документов в деле, группа и тип крови Стрельцова и Караханова полностью совпали. «Это иногда встречается на практике».

Вдобавок Андрей Викторович обнаружил, что его коллеги по цеху, которые вели дело, допустили ряд нарушений в проведении процедур и оформлении документов. В частности, обвиняемому не была предоставлена, как это предусмотрено законом, возможность ознакомиться с результатами экспертиз. Таким образом Эдуард Стрельцов не смог зацепиться за спасительную для него ниточку и попытаться настаивать на расследовании версии с причастностью Караханова к изнасилованию. По мнению Сухомлинова, «в этом случае показания Стрельцова выглядели бы вполне логично, и опровергнуть их было бы очень нелегко».

Внимательный глаз профессионала обнаружил в деле Стрельцова много нестыковок, белых пятен, неправильно оформленных документов. Это позволило Андрею Сухомлинову сделать вывод, что тогда, в 1958-м, перед прокуратурой «сверху» поставили задачу поскорее подогнать расследование к концу, особо не вдаваясь в мелкие подробности, и передать в суд. Такая позиция вполне понятна: ведь хозяин страны Хрущев в телефонном разговоре с генпрокурором Руденко дал четкое указание насчет дела футболиста: «Посадить, и надолго!» Решили устроить показательный процесс над кумиром болельщиков, чтобы другим зазнавшимся неповадно было.

Судя по всему, сам Эдуард Анатольевич так никогда и не принял на себя этой вины. Один из близко знавших его вспоминал, что замечательный футболист незадолго до смерти говорил с горечью: "Не пойму - за что меня посадили?"

Работой А. В. Сухомлинова по изучению «стрельцовского» дела и самой этой историей в 1997 году заинтересовался чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов. По его инициативе было направлено обращение к Генпрокурору России с предложением создать специальную комиссию для объективного рассмотрения дела Эдуарда Стрельцова. Однако попытка реабилитации не удалась. В ответе полученном из Генеральной прокуратуры, сообщалось, что уголовное дело Стрельцова Э. А. проверено в порядке надзора. «Приговор Московского областного суда от 23-24.07.1958 г. является законным и обоснованным. Оснований для постановки вопроса об опротестовании приговора не имеется».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру