Переболевший ковидом кардиохирург рассказал о неприятном симптоме: «Закладывало уши»

«Продувал уши, как это делают аквалангисты, но помогало не надолго»

Московский кардиохирург Алексей Федоров работает в крупной больнице и с начала пандемии постоянно сталкивается с пациентами, зараженными Covid-19. Стационар – место особого риска. Болезнь незримо ходила рядом, как тень, пока не настигла.

Мы попросили доктора рассказать, как он заболел и каким был его путь к выздоровлению.

«Продувал уши, как это делают аквалангисты, но помогало не надолго»
Алексей Федоров

- Я по первому образованию эпидемиолог, и еще ранней весной понял, что мы встретились с очень серьезным вирусным заболеванием. Поэтому уже с марта начал носить респиратор везде – в магазинах, в транспорте. Избегал массовых мероприятий, не ходил на дни рождения, потому что друзья собирались, а потом заболевали. Было ясно – болеть нельзя, когда не понимаешь, что это за болезнь и как ее лечить. Тем более, в марте пошли первые случаи заражений среди моих коллег, которые протекали тяжело. Сорокалетние мужчины и женщины попадали в реанимацию. Не раз я оперировал пациентов, у которых диагностировали ковид, но респиратор и очки меня защитили. Я не заразился. А в октябре начали заболевать по 5-7 человек в день. Это были мои пациенты, коллеги, друзья. Сразу пришло осознание, что в этот раз вряд ли удастся уберечься.

- Как вы поняли, что заболели?

- Внезапно пропали запахи и вкусы. Сел ужинать и понял, что ничего не ощущаю. Буквально за два часа до этого съел банан – он был ароматным. А тут – ничего. Меня это так удивило, что я открыл коньяк, понюхал – не пахнет. Поднес к носу кофе, духи – все запахи исчезли.

- Неужели не было никаких проявлений?

- Когда я начал раскручивать эту историю назад, понял, что примерно за 4-5 дней до этого у меня несколько раз в день сильно закладывало уши, ощущался постоянный шум, как в самолете при взлете или посадке. Это был первый симптом, который я списывал на перепады атмосферного давления. Продувал уши, как это делают аквалангисты, но помогало не надолго – вскоре все начиналось сначала. За сутки шум в ушах прошел. Я чувствовал себя неплохо, не считая легкого дискомфорта, будто продуло. Температура была в пределах нормы – 36,9. А вечером, когда пропало обоняние, начался озноб – ртутный термометр показывал 37,5. Я изолировался в комнате, чтобы не контактировать с женой и детьми. С утра сдал мазок, и вскоре мне позвонили - «Положительный результат. Это ковид!»

- Как вел себя коронавирус в вашем организме?

- Болезнь разделилась на два этапа. В первую ночь не удавалось заснуть. Я не боялся и не переживал, что заболел, не чувствовал никакой тревоги, но сна не было вообще – засыпал на 15 минут. Мне это не свойственно, за исключением смены часовых поясов, после перелета на Дальний Восток, к примеру. В первые сутки также была диарея и болезненные спазмы в животе. Затем присоединились основные симптомы – заложенность носа, не похожая на насморк, ковидная гнусавость и миалгии. У меня избирательно болели икроножные мышцы, их выкручивало, как после интенсивной тренировки, когда мышцы забиты молочной кислотой. В последующие дни начали болеть мышцы шеи, спины.

- А температура?

- Температура вела себя интересно. Последующие три дня не поднималась выше 37,3, вечером становилась нормальной, а по ночам четко падала до 35,2. У меня никогда в жизни не было такой низкой температуры. Болели глаза, мышцы, но не тяжело. Потом температура ушла, и три дня я чувствовал себя хорошо. Думал, что пошёл на поправку, собрался сдавать контрольный мазок, но на 7 день – ремейк: вернулась бессонница, температура с утра на отметке 37,4. И тут начались неприятные вещи.

- Что было хуже всего?

- Страшная слабость, когда тяжело дойти до кухни, и мушки перед глазами. Началась сильная апатия, накрыла депрессия, когда на все наплевать. И если в первые дни болезни я смотрел сериалы, читал книги, то теперь ничего не хотелось делать. То один глаз болит, то другой, то суставы ломит. Появилось чувство стеснения в груди. Пульс подскочил до 120 ударов в минуту, давление поднялось до значений 167 на 100. Мне 40 лет, занимаюсь спортом, регулярно прохожу медосмотры, на здоровье не жаловался. И вдруг такая картина.

- Чем лечились, доктор?

- Учитывая большое количество тромбозов даже при лёгкой форме Сovid-19, дважды в день колол себе антикоагулянт, принимал витамины D, C и цинк. Плюс обильное питье. Знаю, что при ковиде идет потеря калия, поэтому принимал препарат калия и магния, что позволило нормализовать сердцебиение. Больше ничего. Три раза в день измерял температуру тела и насыщение крови кислородом (сатурацию), которая, к счастью, не опускалась ниже 97. Поэтому не было показаний и проходить КТ. Несмотря на описанные неприятности, всё-таки у меня было легкое течение без высокой температуры, одышки и с нормальной сатурацией.

- Можно сказать, что вам повезло?

- В общем, да. Но везёт не всем. Заболевший месяц назад коллега из моего отделения на второй день температуры за 39 был госпитализирован в наш ковид-центр, и с сатурацией 90 сразу получил кислородную поддержку, две недели несколько шагов по палате вызывали у него сильнейшую одышку. А ему 31 год. Другой заведующий в нашем центре заболел на неделю раньше меня, 12 дней температуры до 40(!), поражение лёгких более 50%, то есть стадия КТ-3, одышка, гормональная пульс-терапия, и сейчас выраженная слабость и продолжающаяся одышка при незначительной физической нагрузке. А ему 44 года, у него нет хронических заболеваний, зато есть хобби - бег, лыжные марафоны. Из тех, кого я консультирую по телефону, за последние недели четыре человека в итоге прошли через реанимацию, у нескольких скончались родители.

- Коварная болезнь…

- Болезнь необычная и вязкая. Сейчас 18-й день, после двух отрицательных тестов я вышел на работу, но «хвост» пока сохраняется. Обоняние восстановилось ещё не полностью – не улавливаю тонкие запахи, всё надо подносить прямо к носу. Остаётся слабость, и настроение сниженное. Работать в полную силу тяжеловато.

- Как же вы оперируете?

- Операций сегодня не так много, как летом, потому что плановые стараемся перенести из-за высокого риска заражения Covid-19 в стационаре, что для наших кардиохирургических больных очень опасно. Но экстренные операции, конечно, делаются. Простоять несколько часов у стола мне пока тяжеловато. После этой болезни голова дурная – на днях флешку зачем-то убрал в холодильник. Так можно и салфетку в грудной клетке больного забыть! (Шутит). Я попросил не ставить меня пока оперирующим хирургом. Ассистирую коллегам. А к полноценной работе вернусь через пару недель, не раньше.

Читайте также: «Будет тяжело»: Австрии власти прописали полный карантин

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру