Ученые рассказали о приближении новой пандемии: «Врачи не помогут»

С массовыми неврозами нам придется бороться дольше, чем с экономическим кризисом

В 2020 году человечество столкнулось не только с новым коронавирусом выдающегося коварства и «летучести», но и с мгновенным крушением привычного мира. Закрытие границ, локдауны и карантины, масочный режим и удаленная работа. Маленькие квартиры мегаполисов, которые раньше были предназначены почти только для сна, теперь обитаемы 24 часа в сутки: едим, работаем, растим детей в замкнутом пространстве. Есть от чего с ума сойти - с этим согласятся почти все, кроме законченных интравертов.

С массовыми неврозами нам придется бороться дольше, чем с экономическим кризисом

Психологи эту гипотезу полностью подтверждают и дают прогноз: в руинах оказались не только экономика, но и психика. И с пандемией неврозов придется бороться едва ли не дольше, чем с экономическим кризисом.

Первый из факторов, негативно влияющих на психику, - обилие свалившихся на наши бедные головы новостей. В самом деле, тонкости мутаций и «поведения» вирусов зачастую представляют собой загадку и для самих вирусологов - а в наши дни гипотезы, предположения, прогнозы, пересыпанные узкоспециальной лексикой, льются из каждого утюга. Результат - расшатанные нервы.

- Огромный ущерб наносит изобилие информационного мусора, в котором человеку сложно разобраться, - отмечает профессор Александр Тхостов, завкафедрой нейро- и патопсихологии психфака МГУ. - Казалось бы, весь этот вал информации должен помочь человеку разобраться в ситуации, но нет – неопределенность только увеличивается. Слишком много мы получаем мутной, непроверенной, плохой информации. Однако если перекрыть все каналы, кроме скупых официальных сводок, человеку будет еще хуже: возникнет ощущение, что от него скрывают самое важное.

Единственный путь, подчеркивает Тхостов, - постоянное, методичное разъяснение ситуации по всем каналам, работа с лидерами общественного мнения. Отдельная сложность связана с тем, что из-за отсутствия смены обстановки, в четырех стенах, люди засыпают, снижается работоспособность и воля к жизни.

- Результатом невротизации зачастую становятся психосоматические расстройства, - отмечает президент международного общества «Стресс под контролем», доктор медицинских наук Елена Акарачкова. - Симптоматика такова: фоновая, постоянно существующая тревога, которую нельзя прервать никакими действиями. Тревога воспроизводится все время, независимо от получаемой информации. Может присутствовать избыточная агрессивность, которая заметна всем окружающим.

К психосоматическим симптомам относятся проявления со стороны сердечно-сосудистой системы, в том числе учащенное сердцебиение, потливость. Один из первых симптомов стресса - нарушения сна. Хронический стресс (дистресс) с его постоянной тревожностью и раздражительностью - уже серьезная патология.

- Мы не можем обеспечить медицинское лечение всех людей, у которых в результате пандемии появились или обострились подобные явления, - констатирует Елена Акарачкова. - Это значит, что справляться придется самостоятельно - вероятно, путем повышения психологической грамотности, взаимоподдержки и других подобных методов.

Однако даже если «пандемию неврозов» удастся массово вылечить, останутся долгосрочные последствия всеобщей «удаленки» (а она будет присутствовать в нашей жизни еще долго). В первую очередь, от такого режима страдает так называемый эмоциональный интеллект - способность воспринимать друг друга в общении, понимать психологический настрой, а значит - строить отношения и работать в команде. Эмоциональный интеллект закладывается в детском саду и в школе и поддерживается всю жизнь - а если школа работает на удаленке?

- По моему глубокому убеждению, начальная школа обязана быть очной, - отмечает Елена Акарачкова. - А вот дальше вполне возможно, что учитель может наладить дистанционный контакт с ребенком.

- Безусловно, мы на глазах становимся все больше интравертами и все меньше - экстравертами, - говорит Александр Тхостов. - Дистанционный подход позволяет передавать знания на «пятерку», но вопрос эмоционального интеллекта решен недостаточно. Об этом, в частности, говорит то, что сейчас заметно выше стал процент так называемых хирофобов - людей, боящихся быть счастливыми.

Впрочем, своего рода эмоциональный интеллект - правда, очень особенный, - активно развивается в интернете, куда и перешла основная часть общения, отмечают психологи. Рассуждения о цифровой этике и этикете из теории стали насущной практикой. И если ведомства, подобные Роскомнадзору, уже приспособились к роли цифрового полицейского, охраняющего границы совсем уж недопустимого, то границы приемлемого, более мягкие, должны установить мы сами. Иначе - мы и сами не выкарабкаемся, и даже врачи не помогут.

Читайте материал "Новые данные про иммунитет к коронавирусу вселили надежду"

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру