Новые данные по иммунитету к коронавирусу вселили надежду

Результаты избавляющих от пессимизма исследований обнародовали отечественные ученые

Антитела после заболевания коронавирусом SARS-CoV-2 сохраняются, хотя их количество и уменьшается в среднем раза в два за полгода. Но им на помощь приходит Т-клеточный иммунитет, хранящий память о заболевании и просыпающийся в момент повторной встречи с вирусом. Последние данные исследований российских ученых дают надежду на то, что у большинства переболевших CОVID-19 все-таки сохраняется защита  против этого заболевания. Мы выяснили подробности эксперимента.

Антитела

Специалисты Института молекулярной биологии им. В. А. Энгельгардта задались целью узнать, что происходит с антителами к коронавирусу SARS-CoV-2 спустя 5-6 месяцев после начала заболевания.

Для этого они использовали кровь людей, переболевших COVID-19 еще весной и пожелавших стать донорами плазмы в апреле-мае. Исследование проводилось на базе клиники Федерального медико-биологического агентства перед самой сдачей плазмы (кровь обязательно проверяют на наличие нейтрализующих антител), а также спустя полгода, в конце октября.

Ученых интересовали лишь те антитела, которые реагируют при возможном повторном заражении на белок коронавируса Spike, а точнее, на его рецептор-связывающий домен — ту часть, белка, которая отвечает за связь с клеткой человека.

Весной титр антител у людей, сдававших кровь на анализ, был на высоком уровне. Когда же они проверили его в октябре, выяснилось, что он упал в среднем раза в два.

- Сказать, что антитела исчезли совсем, нельзя, - говорит руководитель лаборатории биохимии вирусных инфекций ИМБ РАН Александр Иванов. – Мы очень надеемся, что оставшиеся антитела являются нейтрализующими, то есть дающими реальный отпор коронавирусу.

Т-клетки

Пока одни изучают живучесть антител, другие исследователи выясняют влияние действия на вирус запасного «оружия» нашего иммунитета — Т-клеток, которые также поражают вирус, попавший в организм.

Так, в Национальном медицинском исследовательском центре гематологии решили изучить Т-клеточный иммунитет переболевших COVID-19 людей. Исследование было проведено при поддержке Российского научного фонда.

Кандидат биологических наук, заведующий лабораторией трансплантационной иммунологии Григорий Ефимов раскрыл «МК» детали.

- Антитела и Т-клетки работают в организме переболевших людей одновременно?

- Да, это мы видим в большинстве случаев. Но бывает, что антител мы не находим, только Т-клетки.

- Легко ли выявить Т-клеточный иммунитет?

- Классический метод заключается в том, что к живым Т-лимфоцитам добавляются фрагменты коронавируса, а после мы оцениваем, какое количество Т-клеток активируется и вступает в борьбу. В принципе, для Т-лимфоцитов не так важно, какую именно часть вируса они распознают (как это важно для антител). Дело в том, что Т-лимфоциты, в отличие от антител, узнают не сам вирус, а клетку, которая им поражена.

- Сколько процентов переболевших имеют Т-клеточный иммунитет к коронавирусу?

- В нашем исследовании 80-90 процентов. Но важно отметить, что мы смотрели реакцию Т-клеток на определенные фрагменты вируса. Между тем вирус очень большой, и мы можем просто не видеть Т-клеток, распознающих другие белки SARS-CoV-2.

-А антитела при этом были у всех?

-В этой публикации у двух человек из 34, кровь которых мы анализировали, не было антител. А Т-клетки у них присутствовали.

- Антителам для того, чтобы давать отпор вирусу, надо иметь особый статус - «нейтрализующие». У Т-клеток тоже существует какая-то градация?

- Нет, Т-клетки, в отличие от антител, все борются против вируса.

- В вашей работе вы пишите, что обнаружили Т-клеточный ответ даже у не болевших коронавирусом людей. Чем это можно объяснить?

- Мы поделили «не болевших» на две группы. С одной стороны, мы брали кровь из биобанка, отобранную у доноров до начала пандемии коронавируса, то есть до осени 2019 года. С другой стороны - весной 2020-го года у людей с отсутствием каких бы то ни было симптомов вирусной инфекции и с негативным ПЦР-тестом. Мы понимаем, что среди весенних доноров могли быть потенциально контактировавшие с больными, то есть инфицированные (среди них, кстати, оказалось больше людей с Т-клеточным иммунитетом к коронавирусу). Но Т-лимфоциты к SARS-CoV-2  были и у части тех, кто сдавал кровь до начала пандемии.

- И как вы на этот вопрос ответили?

- Это называется перекрестный иммунный ответ. Эти Т-лимфоциты возникли от контактов с другими вирусами, например, коронавирусами из числа тех, что циркулируют в нашей стране постоянно и вызывают нетяжелые сезонные респираторные заболевания. Человек мог переболеть тем коронавирусом, боровшиеся с ним Т-клетки отреагировали, а после трансформировались в клетки памяти. Столкнувшись же с новым коронавирусом, они приняли его за старый и активировались.

- У какой из групп был более активный Т-клеточный ответ на новый вирус?

- Среди весенних доноров было больше с Т-клеточным иммунитетом и количество самих Т-клеток было больше. Причем этот вид иммунитета мы обнаруживали даже у тех, кто легко переболел коронавирусом.

Справка МК: "Что происходит с Т-клетками после победы над вирусом?

Постоянно держать в строю армию Т-клеток организму невыгодно, поэтому большая часть их умирает, а оставшаяся начинает исполнять только функцию клеток памяти. Когда возникает новая угроза в виде знакомого им вируса, то Т-клетки вновь начинают активно  размножаться и защищают нас от инфекции".

- На каких сроках вы смотрели уровень Т-клеток?

- От 17 до 60 дней после инфицирования. Сейчас с тех пор прошло уже 6 месяцев, и мы возобновляем наши исследования.

- Вы снова будете вызывать людей или просто проверите хранящуюся у вас кровь?

- Для того, чтобы узнать, как изменился уровень и антител, и Т-лимфоцитов, узнающих коронавирус, мы вызываем людей повторно.

Уже есть данные западных коллег, что Т-лимфоцитов со временем становится меньше, но это ожидаемо. Их и не должно быть много, поскольку большая часть их после победы над вирусом умирает, а малая превращается в клетки памяти.

- Значит, можно выдохнуть тем людям, которые переболели коронавирусо? У них в организме есть дополнительная защита в виде Т-клеток?

– Да, людям, у которых больше не определяются антитела, стоит помнить, что это не единственный механизм защиты от повторной инфекции. Пока мы измеряем уровень ответа Т-лимфоцитов только в рамках экспериментов, но надеемся, что скоро создадим и клинический вариант тестов для выявления Т-лимфоцитов.

Читайте материал: "Переболевшим с антителами отказали в российской вакцине от коронавируса"