«Учитель года - 2020» рассказал о своем отношении к дистанционному обучению

«Не способен заменить очное образование»

   Победитель всероссийского конкурса «Учитель года России-2020», 33-летний Михаил Гуров, учитель математики старших классов Лицея классического элитарного образования из Ростова-на-Дону рассказал «МК», каким он видит будущее российской школы. 

«Не способен заменить очное образование»
Фото Министерства просвещения РФ.

тестовый баннер под заглавное изображение

     Михаил Гуров не сразу стал учителем, до этого он занимался наукой. Окончил Южный федеральный университет, факультет математики и механики, защитил диссертацию, затем работал в Южном математическом институте, опубликовал множество научных работ. А посвятить себя детям он решил после того, как поработал учителем в летней математической школе. 

   – Это был такой яркий позитивный опыт для меня. С этого момента я понял, что хочу быть рядом с детьми, я получаю удовольствие от того, что несу им знания. И начал работать с одаренными школьниками в «Областном центре дополнительного образования детей». Чем больше ты погружаешься в работу, чем больше ты видишь отдачу, результаты, тем больше тебя затягивает эта профессия. Я видел, как дети впитывают в себя все то, что я им даю, и как им это нравится. 

    –  Сейчас много разговоров о том, что дистанционное образование может вытеснить обычное. Что вы об этом думаете?

    – Я убежден, что дистант не способен заменить очное образование. Так сложилась система, что в центре образовательного процесса стоят учителя. И поэтому очень важно живое общение, важен личный пример учителя. Может, когда-нибудь технологии и шагнут настолько далеко, что дистанционное обучение заменит очное, но пока что отказ от живого образования невозможен. Конечно, сейчас, когда дистанционный формат так резко ворвался в нашу повседневную жизнь и интегрировался с ней, совсем отказаться от него уже будет невозможно, да это и не нужно. Есть ряд образовательных задач, которые очень удобно решать в дистанционном формате. Поэтому интеграция будет продолжаться и дальше. Для меня переход на дистанционный режим дал неплохой толчок моему развитию. Я и раньше пользовался специфическим программным обеспечением, это, например, создание презентаций, программ верстки текста, и когда я попал в дистанционный формат, появилось дополнительное время для совершенствования этих навыков. И время, и желание, и, самое главное, необходимость появилась. Я делал детям интересные методические разработки, раздаточные материалы, красивые презентации – это все появилось во многом благодаря переходу на дистант. За это время я «прокачал» эти навыки и умения, связанные с современными технологиями.  

Михаил Гуров с учениками. Автор фото: Надежда Мананникова.

     – Каким вы видите будущее школы?

     – Я думаю, будущее за индивидуализацией и персонификацией образования. Будет развитие системной индивидуальной траектории учащихся. Есть такая государственная программа – «Успех каждого ребенка», которая и подразумевает ориентацию на личность каждого ребенка в отдельности. Я думаю, здесь сыграют свою роль и те электронные ресурсы, которые создает государство, и использование дистанционных технологий. Но сам процесс никогда не обойдется без «живого» учителя. Человек – это все же социальное существо, поэтому важен социальный контакт, передача эмоций. Ведь не случайно говорят: «Я прихожу в школу за эмоциями». Сидя в Интернете, конечно, можно получить какие-то эмоции, но они не такие, как получают в социуме. С другой стороны, учитель – это проводник ценностей, воспитатель, он участвует в социализации ребенка. А воспитание будет намного эффективней, если оно будет проходить при живом общении педагога и ученика «глаза в глаза». Очень легко привести пример: одно дело, если присутствующий рядом с вами человек прочитает вам стихотворение Блока, Есенина, и другое, если вы включите и послушаете видео на Ю-тьюб. Даже если на видео будет читать профессиональный артист, все равно в живом формате это произведет на вас гораздо более сильное впечатление. 

    – Каким должен быть учитель, чтобы стать образцом в своей профессии? 

     – Учитель должен быть лидером, это прежде всего. Понятно, что не каждый рождается с лидерскими качествами, но, если ты хочешь быть учителем, надо над этим работать. Ты должен заходить в класс, и все внимание детей должно быть обращено к тебе. Очень важны такие качества, как работоспособность и целеустремленность. 

     Супруга Ирина добавляет, что у учителя должна быть харизма, а у Михаила она есть. «Главное его качество – целеустремленность: если он за что-то берется, он доводит это до конца, выкладывается по максимуму. Он перфекционист до мозга костей. А еще у него прекрасные, душевные отношения с его учениками. Он любит пообщаться с детьми не только о математике. Михаил – человек с юмором, любит пошутить и дома, и в классе. Это помогает разрядить напряжение. Дети это очень ценят!».

   – У вас, вероятно, очень напряженный график, как удается выкраивать время для семьи?  

   – У нас подрастает дочка Мария, ей 2 и 10 месяцев, в апреле исполнится три годика. Конечно, в перспективе мы с женой хотели бы еще детей. Честно говоря, в связи с подготовкой к конкурсу, у меня и выходных-то не было. Максимум полдня могли погулять в парке с дочкой. А так обычно с семьей я провожу полностью только один выходной.  

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру