Николай Пугин: «Для автозаводцев «ГАЗ» – родной дом. Мы здесь выросли духовно и профессионально»

Легендарный автомобильный завод «ГАЗ» уверенно приближается к очередному юбилею. В преддверии 90-летия завода, которое наступит в следующем году, молодежный совет «ГАЗа» пообщался с ярчайшим представителем предприятия — Николаем Андреевичем Пугиным. Будучи президентом ПАО «ГАЗ», Николай Андреевич всегда был глубоко вовлечен в жизнь автозавода. Пугин был с заводом в самые сложные моменты, он принимает участие и в новейшей истории компании. О том, как развивался завод в непростые времена, и какие грандиозные изменения ждут его в будущем, читайте в нашем интервью.

Николай Пугин:  «Для автозаводцев «ГАЗ» – родной дом. Мы здесь выросли духовно и профессионально»
Н.А. Пугин

Как «ГАЗ» стал родным домом Пугина

- Николай Андреевич, Ваша жизнь неотрывно связана с ГАЗом, и нам интересно услышать именно от Вас, как развивался завод в разные годы.

- Для меня, как и многих, «ГАЗ» – это родной дом. Мы здесь выросли духовно и профессионально. Я начинал станочником, прошел путь до генерального директора. Когда был совсем молодой, то я слышал, что город Горький и «ГАЗ» – это одно целое, что наш завод всегда был передовым в машиностроении. Действительно, Горьковский автомобильный был построен в рекордно короткий срок, дал стране первый массовый легковой автомобиль М-1, первый грузовик ГАЗ-АА. Можно сказать, что с «ГАЗа» начался отечественный автопром, и последующие автомобили тоже были связаны с важными изменениями в народном хозяйстве нашей большой страны.

А в современной России «ГАЗ» стал знаменитым благодаря выпуску народных автомобилей «ГАЗель», и сегодня завод первый на рынке коммерческого транспорта. Конкуренция жесткая, но мы не привыкли сдаваться – «ГАЗ» не уступает свою долю иномаркам и постоянно выпускает новые продукты. И это - реальное импортозамещение. А вокруг Горьковского автозавода и других предприятий «Группы ГАЗ» развивается вся отрасль – это около 3,5 тыс. российских поставщиков, и мы даем им загрузку, рабочие места, помогаем развиваться.

Про историю можно много говорить, но подчеркну самое главное - на «ГАЗе» работают особенные люди, целые поколения автомобилестроителей, посвятивших жизнь любимому делу.

- А как завод этого добился? Ведь в конце 90-х годов многие предприятия просто «затухли». За счет чего, на ваш взгляд, нашему заводу удалось не только выжить, но вырваться вперед?

- Завод переживал разные периоды, были и сложные времена, и кризисы. Конечно, 90-е годы наложили свой отпечаток и на «ГАЗ» в том числе. Коллапс, который проходил в экономике, наступление новых рыночных отношений не могли не отразиться на таком крупном заводе. Проблем у «ГАЗа» было много - большие долги в федеральный и местный бюджет. Денег не было ни у завода, ни у региона, ни у страны. Государство перестало давать заказы, загрузка падала, рабочим нечем было платить зарплату. Нужны были инвестиции. И инвестор нашелся в лице Олега Владимировича Дерипаски. Можно считать это крупным переломом в истории «ГАЗа». Отсюда начинается новая история завода.

Мое знакомство с Олегом Владимировичем состоялось в правительстве России в Москве. На меня он произвел положительное впечатление с самого начала. Он был молодым, но уже известным предпринимателем, самостоятельным, грамотным, рассудительным. Когда шел разговор про будущее завода, он внимательно слушал, говорил, что мы вместе должны вывести завод на новый уровень. Так и случилось.

Заразительный пример руководства

- Какие главные изменения, на ваш взгляд, произошли на заводе?

- Главный результат – была создана современная продукция, которая нужна нашему народному хозяйству и востребована на зарубежных рынках. В систему качества, в новый модельный ряд, в новые производства было вложено около миллиарда долларов. Но в первую очередь была изменена сама культура производства, отношение к труду и отношение к заказчикам. Я говорю о принципах и философии производственной системы «ГАЗ», которая была внедрена на заводе. Сейчас она для нас привычна, а в самом начале трудно было перестроить мышление сотрудников. Но шаг за шагом, участвуя в улучшениях, люди убеждались в ее полезности. Производственная система, иначе «бережливое производство», позволила повысить комфорт на рабочих местах, ушли в прошлое темные и холодные цеха, загромождение площадок, бесполезные переходы.  Повысилась производительность, а рабочие стали заинтересованы в качественном результате своего труда. Для этого Олег Дерипаска лично изучал лучшие практики, вникал во все процессы, сам измерял количество перемещений и такт операций. Этот пример заставил и других руководителей выйти из своих кабинетов и решать все вопросы на производственной площадке вместе с работниками. 

– Зачем это было нужно акционеру такого уровня – заниматься самому производствами?

- Я думаю, по-другому переломить ситуацию было тогда невозможно - слишком много проблем на тот момент накопилось на ГАЗе, слишком резкий переход произошел к рыночной экономике в стране, слишком большой отрыв от зарубежных производителей был на тот момент в автопроме. Ведь многие годы только ленивый не ругал нашу автомобильную промышленность, какие только анекдоты не рождались про качество советских, а потом российских машин. И вот представьте – когда Олег Дерипаска пришел на «ГАЗ» в начале нулевых, он видел, с одной стороны, что, действительно, производства не современные и проблемы с качеством. А с другой стороны – он видел, что на ГАЗе талантливые инженеры, технологи, специалисты и тысячи рабочих, чье благополучие зависит от завода и которые болеют за его судьбу. И если вложить в развитие завода, организовать процессы, инвестировать в развитие сотрудников – наши люди смогут свернуть горы. А, значит, и автомобили «ГАЗ» будут ничем не хуже иномарок и будут востребованы не только на нашем рынке, но и за рубежом. В итоге так и получилось.

- А как быть с заводами, которые производят автокомпоненты? Их почти не осталось в стране. Можно ли возродить автокомпонентную отрасль в России? 

- Я думаю, что к недостаткам развития промышленности в современной России можно отнести то, что автокомпонентная отрасль пропала. Многие реформаторы девяностых годов считали, что машиностроение вообще стране не нужно. Я, будучи министром, доказывал, что они неправильно рассуждают, забывая про десятки миллионов человек, которым нужны рабочие места, чтобы обеспечить достаток семьям. Доказывал, что мы - машиностроительная страна, что у нас 80 % промышленности составляет обработка.  Но многие автокомпонентные предприятия так и не смогли выжить в рынке.

Для того, чтобы сделать хороший автомобиль, нужны передовые технологии и качественные компоненты. Если автомобильная промышленность развивается в России, то вся автокомпонентная отрасль должна постепенно возрождаться. Это касается и тех компаний, которые приходят в нашу страну – они не должны заниматься только сборкой готовых изделий, надо заниматься локализацией. Ведь разворачивая здесь производство, иностранные концерны ориентировались на своих проверенных зарубежных поставщиков. Теперь придется прилагать большие усилия, чтобы восстановить позиции целой отрасли.

Проблема в том, что сейчас на российском рынке небольшие объемы автомобильной техники. А там, где выпускается большое количество автотехники и автокомпонентов, там, где существует кооперация, получается производить дешевле. Тем не менее, возрождать отечественные автокомпоненты надо. На «ГАЗе» это уже делается – создано несколько производств совместно с зарубежными производителями. Но этого мало, надо делать более широко.   И здесь нужна государственная поддержка. Правительство должно поддерживать такие предприятия, которые хотят работать.

Восстанавливать компонентную отрасль надо еще и для того, чтобы уничтожить те противоречия, что сейчас есть. Допустим, сервисные центры, которые обслуживают продукцию «ГАЗа», очень быстро получают запасные части – через несколько часов или суток. В схожих зарубежных предприятиях счет идет на месяцы и запчасти очень дорогие.

Ценность кадров – превыше всего

– Николай Андреевич, на «ГАЗе» все знают, что принцип «Люди – наш самый ценный актив» не просто слова. Поэтому наши специалисты так высоко ценятся в автопроме. За счет чего этого удалось добиться?

- «ГАЗ» всегда был кузницей кадров. Завод был построен вместе с американским «Фордом», и уже тогда наши специалисты ездили на обучение в Штаты. Учились мы и в советское время. Когда я встречал на других предприятиях директора или главного инженера, которые раньше работали на «ГАЗе», то они обычно рассказывали, что на других заводах совсем не тот уровень образования. Это, конечно, было приятно.

Как я всегда говорю, учиться нужно на протяжении всей жизни - это главный фактор развития. На «ГАЗе» создана такая система, когда и рабочие, и управленческий персонал постоянно повышают квалификацию. Для этого построили Корпоративный университет и современный учебный центр, где отрабатываются производственные операции. Молодежь проявляет свои таланты на научно-технических конференциях, люди рабочих профессий - на конкурсах профмастерства.

Почему наши кадры – это наш самый ценный актив. Потому что мы понимаем, что люди – это все. Именно они свернут горы, с умом применят технологии, создадут автомобили для всей страны. Мы за все эти годы сохранили самое ценное – сотрудников. Я доволен тем, что на «ГАЗе» к людям такое отношение.   

Олег Владимирович уделял большое внимание обучению кадров, начиная со школьной скамьи, потому что на «ГАЗе» нужны талантливые молодые люди, мыслящие нестандартно, предлагающие умные и дерзкие решения, способные создавать автомобили завтрашнего дня. Его программа Робототехника действует по всей стране уже много лет - в школах, Кванториумах, Техноспейсах. И это очень важно для восстановления престижа инженерных и рабочих профессий, который утрачивался среди молодежи в последние годы. А в профильных государственных учебных заведениях теперь работают газовские программы, студенты проходят практику на заводе, чтобы потом новички быстрее адаптировались на производстве.

- Мы обсуждаем на наших встречах в Рабочих и Молодежных советах не только производственные вопросы, но и нашу жизнь в Автозаводском районе: состояние улиц и дворов, в какие школы и детсады ходят наши дети, в каких больницах мы лечимся, в каких домах живем. Мы собрали много предложений по этим вопросам, которые волнуют всех автозаводцев, в итоге получилась программа «Новый социальный вектор». Как Вы к ней относитесь?

Считаю, что это - очень хорошее дело и заниматься социальной политикой надо. После перехода к рыночной экономике большинство компаний отказались от подшефных организаций. Но на «ГАЗе» понимали, что нужно поддерживать комплекс социальной инфраструктуры, и сохранили крупнейшие социальные объекты, которыми пользуются и сотрудники «ГАЗа», и жители Автозаводского района. Лыжная база, Дом физкультуры с бассейном, Дворец культуры «ГАЗ», собственный медицинский центр. И это правильно, потому что жизнь человека не ограничивается только стенами завода. Важно, чтобы качество жизни людей было высоким. И это как раз предусматривает программа «Новый социальный вектор» которую предложили автозаводцы, а Олег Дерипаска поддержал.

Там задуманы хорошие вещи. Например, много внимания уделено молодежи. Чтобы она просто так не болталась по улице, надо ее занять тем, что пойдет на пользу. Для этого нужна, например, сеть спортивных сооружений. Кроме этого, не хватает детских садов, школ. Важны условия для проведения семейного досуга, для дополнительного образования детей.

Я считаю поддержку этой социальной инициативы нашим долгом и вместе с коллегами встречаюсь с представителями администрации Автозаводского района для решения задач по благоустройству. Мы охватываем программой «Новый социальный вектор» и другие города, где живут и работают сотрудники наших предприятий. Я бы сказал, что это программа повышения качества жизни, которой нет аналогов. Конечно, может быть не все будет так быстро делаться, как ожидается, ведь проекты масштабные. Но это нужно нашим работникам, и мы будем добиваться лучших условий для них.

Еще мне нравится, что в этой социальной программе участвуют все – и молодежь, и ветераны, и рабочие советы. Мы подчас забываем, что людей надо вовлекать в проекты благоустройства, спрашивать их мнение, потому что они знают больше нас. А теперь на основе предложений мы точно знаем, что надо сделать. Например, очень востребовано строительство нового качественного жилья. Для улучшения жилищных условий сотрудников «Группы ГАЗ» уже работает льготная жилищная программа и круг ее участников планируется расширить. Еще одно важное направление – создание у нас образовательного кластера. Это, по сути, «Сколково» на Автозаводе, где наша молодежь может получать дополнительное обучение мирового уровня, знания в области предпринимательства, науки, передовых технологий.

Программа уже стартовала. Мы инициировали обновление муниципального спорткомплекса, где будет строиться современная спортивная инфраструктура для людей всех возрастов, и ГАЗ полностью взял на себя финансирование реконструкции.  Но, безусловно, реализация таких масштабных проектов, предназначенных не только для сотрудников ГАЗа, но и для всех жителей района, невозможна без поддержки со стороны государства. При наличии бюджетного софинансирования мы все вместе сможем реконструировать спортивные и образовательные объекты, благоустроить парки и скверы, строить жилье, и это будут именно те улучшения, которые нужны людям.

Посмотрите – Горьковский автозавод платит огромные налоги в бюджеты, «ГАЗ» как крупнейший работодатель и автозаводцы рассчитывают, что налоговые отчисления вернутся в самый большой район города в виде проектов благоустройства.

Бережное отношение к традициям и памяти

- Заводу сейчас нелегко приходится - тут и санкции, и пандемия. Но, несмотря на это, ГАЗ начал реконструкцию нашего любимого музея истории. Каким он будет - новый музей?

- На заводе ценят свое наследие и думают о будущих поколениях. Смысл этой реконструкции - бережно сохранить историю «ГАЗа», память о замечательных автозаводцах, которые строили завод, создавали машины для всей страны, чтобы новые поколения знали, сколько сил автозаводцы вложили в автомобилестроение и экономику страны и что благодаря им ГАЗ стал одним из наших промышленных символов. ГАЗ планирует вложить 500 млн рублей для того, чтобы расширить экспозицию, задействовать больше площадей и сделать его современным музейным центром. Потому что там, кроме музейных ценностей, будет образовательный центр, где будет интересно и познавательно и гостям города, и молодежи, и детям. Это очень правильно, потому что, как я уже говорил, учиться надо всегда.

Самое главное, что мы сохранили все лучшее из наших традиций. Это опыт, конструкторская школа и, наверное, самое главное – отношение людей к труду. У нас работают трудовые династии, общий стаж некоторых семей из поколения в поколения составляет 180 лет. У нас люди относятся к заводу не просто как к месту работы, а как к большой семье. Еще «ГАЗ» – это школа жизни. И пройти эту школу надо, особенно молодежи. Тогда они будут знать технологии, будут иметь прочную базу знаний, и я уверен, они с гордостью скажут, что работают на ГАЗе.

Досье

Николай Андреевич Пугин родился 30 июня 1940 года. С 1958 года начал работу на Горьковском автозаводе, где прошел путь от станочника и мастера до директора предприятия. В 1986 занял пост министра автомобильной промышленности СССР, в 1988 году – министра автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения. В 1994 году избран президентом АО «ГАЗ».

Пугин награжден высшими наградами России: Орден «Знак Почета», орден Трудового Красного Знамени, ордена «За заслуги перед Отечеством» II и III степени. Лауреат Государственной премии СССР в области науки и техники, Лауреат национальной премии имени Петра Великого, имеет диплом «Лучший менеджер России».

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру