Телефонное мошенничество в цифрах: сколько аферисты зарабатывают на обмане россиян

Большинство «звонарей» работает с территории Украины

В пандемическом 2020 году мошенники списали у россиян на 70% больше средств, чем годом ранее. В арсенале аферистов десятки «прикрытий»: они звонят под видом сотрудников банков и правоохранительных органов, медиков, соцработников. Наверное, уже не осталось ни одного человека, кому не звонили телефонные мошенники. Проблема приобрела масштабы национального бедствия. Дело в том, что таких злоумышленников очень трудно поймать: они работают с подставными номерами, а большинство «черных» колл-центров находятся на территории Украины — страны, которая разорвала соглашение с Россией об обмене правовой информацией.

Большинство «звонарей» работает с территории Украины

По данным МВД, в 2020 году зарегистрировано 510 тыс. преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий — на 73% больше, чем годом ранее. Страшно представить, сколько было незарегистрированных попыток, ведь не все жертвы сообщают о попытке телефонного мошенничества.

В рекордные 4,5 раза выросло количество деяний с применением пластиковых карт: злоумышленники покусились на 190,2 тысяч банковских карточек. С помощью сети Интернет совершено 300,3 тыс. преступлений (+91,3%), с помощью средств мобильной связи — 218,7 тысяч (+88,3%). Откуда такая пугающая динамика? Как пояснили в МВД, злоумышленники совершенствуют способы обмана. Кроме того, в пандемийное время поменялось поведение их жертв: уставшие и испуганные угрозой коронавируса люди стали легкой мишенью.

Наибольший темп прироста преступлений зарегистрирован в Санкт-Петербурге (780,6%), Ингушетии (167,5%), Ленинградской области (142,8%), Севастополе (134,6%) и в Москве (132%). В Москве количество дистанционных преступлений увеличилось с начала этого года на 120%, сообщили в ГУ МВД по Москве.

В московском управлении МВД также выяснили, что 50−60% звонков идут с территории Украины, то есть «черные» колл-центры находятся в этой стране. Оперативники устанавливают местоположение преступников, но привлечь их к уголовной ответственности не могут.

«Черные» колл-центры — это целая индустрия на Украине. На территории страны около 30 действующих центров. В одном работает в среднем 20 человек в смену. Псевдосотрудники банков и другие «доброжелатели» делают около 100 тысяч звонков в сутки, на один колл-центр приходится 7 тыс. звонков. Денежный оборот одного «логова звонарей» составляет примерно 65 млн рублей в месяц.

Другая часть «звонарей» работает из мест отбывания наказаний. Однако тут ситуация постепенно улучшается. Еще в ноябре прошлого года из тюрем фиксировалось около 2200 звонков в день. В марте 2021 года президент Владимир Путин подписал закон, позволяющий руководству региональных управлений Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) блокировать номера мобильной связи в местах лишения свободы. Сейчас количество звонков и тюрем сократилось в разы.

Мошенничество — это преступление, жертвы которого часто слышат циничное «сам виноват». В отличие от кражи при мошенничестве человек сам отдает деньги, доверившись аферисту. Новые технологии играют только на руку злоумышленникам.

Возьмем, к примеру, IP-телефонию. С помощью нее можно беспрепятственно звонить в другие города и страны, сэкономив на межгороде. Однако есть и обратная сторона: IP-телефония позволяет подставлять номера российской нумерации при звонках из-за границы. Человек думает, что ему звонят с московского номера, но на самом деле это лишь его фейковая копия. При этом в виртуальных АТС часто отсутствуют жесткие процедуры идентификации личности абонента, а деятельность виртуальных операторов связи не отслеживается должным образом органами власти. В итоге сфера интернет-связи стала полем вне закона, где неправомерные действия остаются безнаказанными. Законопроект, предполагающий штрафы за подмену номера, был внесен в Госдуму еще в 2018 году, однако ход ему дали только недавно, когда проблема телефонного мошенничества приняла масштабы бедствия. Максимум, что сейчас грозит виртуальному оператору связи — это отзыв лицензии, цена которой семь тысяч рублей.

Вариантом решения проблемы мог бы стать запрет на совершение звонков с российской нумерацией из-за границы для абонентов не в роуминге. Потому что есть подозрение, что мелким операторам выгодно наличие уязвимостей и проблем на сетях связи, так как для них это возможность заработать на различных серых схемах монетизации трафика. На совещании у главы Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александра Хинштейна в рамках межфракционной рабочей группы по выработке законодательных предложений, направленных на повышение эффективности борьбы с преступлениями в сфере ИКТ их предотвращения, пресечения, предупреждения и профилактики Минцифры подтвердило, что такие ограничения уже успешно пилотирует с рядом операторов. Второй мерой могло бы стать наделение операторов обязанностью использовать номера только из выделенной установленным порядком телефонной емкости.

«Необходимость корректировки законодательства о связи назрела давно, и здесь речь может идти не только о проблеме телефонного мошенничества, но и о телефонном терроризме. Подмена номера как опция, или услуга, предоставляемая операторами связи, видится крайне сомнительной, и сама по себе несет изначальный обман абонента, которому звонят. Человек, несомненно, имеет право знать с кем он разговаривает, и определяющийся телефонный номер не должен вводить его в заблуждение», — говорит адвокат, председатель МКА «Инконсалт» Алексей Кирсанов. Вместе с тем, юрист обращает внимание, что любая инициатива имеет оборотную сторону, о которой законодатели часто забывает. «Во-первых, вводимые запреты и ограничения не должны затруднить доступ добросовестных пользователей к услуге цифровой телефонии. Во-вторых, и это видится очень важным, обсуждаемый порядок предоставления услуг цифровой телефонии не должен привести к тому, что он станет неподъемным для мелких и средних операторов, которые вынуждены будут закрыться», — добавил он.

Необходимо разработать механизм, который будет контролировать виртуальные АТС, считает ведущий юрист объединенного юридического центра «Парфенон» Павел Уткин. «Виртуальные операторы связи должны предоставлять данные о покупателях их услуг по запросу прокуратуры, МВД или Минцифры. Это поможет установить цепочку мошенников. Диапазон номеров цифровой АТС должен быть сгруппирован, без разброса по цифрам. Это поможет быстрее блокировать номера, с которых звонят мошенники, а обслуживание должно приостанавливаться с момента начала проверки. Другими словами, нужно сделать так, чтобы установление лиц, совершающих преступление, и лиц, организовавших данную деятельность, было максимально оперативным», — уверен юрист. По его словам, также стоит активнее использовать статью № 274 Уголовного кодекса РФ «Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей». «Статья вполне применима и к продавцам виртуальных АТС. Это моментально отобьет желание владельцев сетей продавать номера всем подряд и ужесточит контроль уже со стороны операторов виртуальных сетей», — пояснил наш собеседник.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру