Карен Таривердиев вместо музыки выбрал профессию военного разведчика

Семнадцать мгновений сына композитора

Казалось бы, судьба единственного родного сына знаменитого Таривердиева Карена была предопределена — музыка. Но он выбрал совсем иной путь: нелегкую профессию военного разведчика, отнюдь не сулящую ни прибыли, ни славы. Ибо у разведчика права на славу нет.

Воздушно-десантное училище, спецназ ГРУ, война в Афганистане. Боевые ранения, награды: орден Красного Знамени, два ордена Красной Звезды, медали. После вывода наших войск из Афганистана Карен Таривердиев служил в Старокрымской бригаде спецназа, в Германии и в Чучковской бригаде специального назначения. После увольнения из армии работал журналистом, писал рассказы об афганской войне.

Какой была его жизнь, такая отличная от жизни знаменитого родителя, и почему он не пошел по его стопам?

Мало кто знал этого человека лучше, чем его близкий друг и сослуживец, а ныне писатель Сергей Владиславович Козлов.

Семнадцать мгновений сына композитора
Фото из личного архива дочери

В зарослях Донского кладбища Москвы притаился гранитный памятник с несколькими фамилиями, где внизу весьма знаменитая — Таривердиев. Присмотревшись, можно разглядеть и имя: Карен Микаэлович. Здесь похоронен сын известнейшего советского композитора Микаэла Леоновича Таривердиева, написавшего музыку ко многим фильмам и спектаклям. «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Мой младший брат», «Король-олень», «До свидания, мальчики», «Старомодная комедия», всего он создал музыку к 132 фильмам. Таривердиев — автор пяти опер, четырех балетов, трех концертов для органа, инструментальных концертов, десяти хоралов, цикла пьес для фортепиано, более 100 романсов и многого, многого другого.

Карена не стало 12 июля 2014 года. Он прожил 55 лет и большую часть своей жизни посвятил службе. Все началось с Высшего воздушно-десантного училища, куда он поступил, так и не окончив престижный филфак МГУ. Бросил не по учебе, а по собственному желанию. Потом Афганистан, война, разведка спецназа. Более 60 боевых выходов и два ранения. Служба в Крыму, в бригаде специального назначения в Германии, в Чучковской бригаде ГРУ под Рязанью…

— Есть один нюанс, — рассказывает Сергей, — он касается национальности. Микаэл Леонович терпеть не мог армянского национализма, а Карик (так звали его друзья) по этому поводу иронизировал: «Если отец — великий сын великого армянского народа, то я — великий внук великого армянского народа».

Как мы познакомились? Это было еще в училище. Я был курсантом 4-го курса 9-й роты, а он поступил на первый курс после окончания учебки ВДВ. Тогда мы тесно не общались, слишком большая разница была между курсами, но он знал меня. Я был заметной личностью, частым нарушителем режима, а это всегда привлекает внимание. Дружить мы начали во время совместной службы в Крыму. Я был старшим помощником начальника оперативно-планового отделения, а он — помощником оперативно-разведывательного отделения.

— Каким он был человеком?

— Неоднозначная личность. Как офицер он был подготовлен довольно слабо. Обосную: в штабе мы с ним служили вместе и парашюты тоже укладывали вместе. И в этом деле он допускал грубейшие ошибки, причем неоднократно. Один раз сказал ему в шутку: «Если бы я тебя не знал в училище, подумал бы, что ты турецкий шпион, который убил лейтенанта Таривердиева и завладел его документами». Потому что такие ошибки при укладке парашюта допустимы для солдата первого полугодия, но не для выпускника десантного училища.

С другой стороны, он был смелым. Это проявлялось во многих вопросах. Мы были молодые, и в Крыму, в Феодосии, у нас были конфликты с местными. До нас там стояла пехота, и местные частенько били пехотных офицеров. Когда мы приехали туда, они подумали, что так же можно бить и десантников. Оказалось, что нельзя. Вот в таких драках Карен не пасовал и стоял до последнего, несмотря на ранения и субтильное телосложение. Еще он не боялся сказать начальству правду в глаза. Он был прямым и порядочным, поэтому мы и дружили. Достойный был человек.

Но он был несобранный, и это привело ко второму ранению. Его головной дозор после засады вышел на собственное минное поле и подорвался. Карен получил ранение, расстояние между группой и головным дозором было очень небольшим, порядка 10 метров, что является ошибкой. Взорвалась мина ПОМЗ-2м, и ему осколками попало по ногам и шее. С ногами он потом маялся всю жизнь. Зто было следствием невысокого уровня подготовки, так что думать, что он был великим военным героем, наверное, неправильно.

Фото из личного архива дочери

— Какие у него были военные награды и за какие подвиги?

— Награжден Красным Знаменем и двумя орденами Красной Звезды. Красное Знамя он получил за захват китайской РСЗУ, которую духи везли на ремонт. По духам из засады ударили, а когда осмотрели трофей, то поняли, что вещь серьезная, хоть и не в рабочем состоянии. Сейчас эта установка стоит в Центральном музее Вооруженных сил.

Первую звезду получил тогда же, когда и первое ранение. Они ехали с колонной, и колонна попала в засаду. Он тогда возглавил бойцов и попытался противостоять этим засадным действиям, получил ранение в ногу. А вторую Звезду получил за второе ранение, когда как раз подорвался его дозор.

Сам Карен Таривердиев при жизни рассказывал, что после первого ранения, когда он лежал в госпитале им. Бурденко, отец приходил к нему каждый день, он сильно переживал за сына. Но когда тот, уже выписавшись, сказал, что хочет вернуться обратно в Афганистан, мотивируя это тем, что он опытнее, чем новый лейтенант только что из училища, и, следовательно, больше сбережет бойцов, ответил: «Возвращайся». Дочери Карена тогда еще не исполнилось и месяца.

— Вы ссорились? Карен был конфликтным человеком?

— Карен постоянно хотел со мной соревноваться. После второй Звезды он подошел ко мне и сказал тихо, чтобы слышали только мы вдвоем: «Ну что, Козлевич, теперь я круче, чем ты. Теперь у меня две Красных Звезды и Знамя, а у тебя только одна Красная Звезда и Знамя». На это я ответил ему: «Карик, мы с тобой оба знаем, что у меня оба ордена за мою голову и умение воевать, а у тебя — за дыры в теле и пролитую тобою и твоими бойцами кровь. По большому счету тебя нужно судить, а не награждать». Это была чистая правда, и с этим он поспорить не мог.

Из рассказа Сергея Козлова можно узнать, что в Афганистане Карен был начальником разведки 177-го отряда специального назначения, который стоял в городе Газни. При этом он стал начальником разведки, будучи еще лейтенантом, выпускником училища. Возможно, что ему в этом помогло знание персидского языка фарси. Начальник разведки — заместитель начальника штаба отряда; штабная должность — и офицер на войну может не ходить. Но Карен Таривердиев, по словам Сергея, от боевых действий не отлынивал, в засады выходил, водил чужие группы. Это тоже показатель характера и мужественности.

— Талант отца как-то передался ему? Это проявлялось в чем-нибудь?

— Он обладал абсолютным слухом, любил петь песни под гитару. Но, несмотря на свою наследственность, он это делал на любительском уровне, а не на профессиональном.

— Какие у Карена были отношения с отцом?

— Ему очень сильно помогали друзья и знакомые его отца. К отцу он относился очень ревниво, у него было стремление соревнования с отцом, желание доказать, что он не просто сын Таривердиева, а чего-то стоит сам. Уже на гражданке он изменил свое отношение к отцу, гордился тем, что он сын Микаэла Таривердиева.

— А личная жизнь у него как складывалась?

— Бабник был, с женой ругались и в итоге развелись. Была у него такая особенность — он нуждался в «маме». В том смысле, что ему нужна была женщина, которая бы о нем заботилась, потому что он был никакой в бытовом плане. У него были отношения с девушкой Яной. Но Карен человек своеобразный и мог по пустякам поссориться даже с близкими людьми, поэтому они поссорились. Карен потом очень переживал, но отношения восстановить не удалось. С этой влюбленностью он и прожил до конца жизни.

— Чем занимался на гражданке?

— У моего приятеля было предприятие по производству военного снаряжения. По сути это были военные рюкзаки. Занимался разработкой этого снаряжения с нуля, мне нужен был помощник. Карен этой идеей загорелся… в каких-то вопросах он был силен. Он умел нравиться, умел обаять нужного человека, а шить рюкзаки с нуля — дело очень сложное. Карен несколько раз сумел заключить выгодные контракты.

Также он работал в компании, которая занималась гуманитарным разминированием. Стоит сказать, что у него после двух ранений были большие проблемы со здоровьем, однажды наш общий товарищ и руководитель этой компании Александр Борецкий приехал к Карену, а тот к тому времени чувствовал себя очень плохо, буквально на ладан дышал. Увидев это дело, Саня отвез его в Ступинский район, деревня Верзилово, там был очень серьезный батюшка, он его своими методами выхаживал. Жизнь ему продлил серьезно.

— Вы упоминали о ссоре между вами незадолго до смерти Карена.

— Ссоры были не только со мной. Наш общий друг, сейчас довольно известный человек, Герой России. Не знаю точно подробности, они дружили, но потом поссорились и прекратили отношения. Со мной у него тоже произошел конфликт незадолго до смерти. Он работал в фирме у его троюродного брата Сергея Эдуардовича. Потом руководство поменялось, и их уволили. А я в то время был руководителем управы района Кунцево. И вот еду я на машине с одного совещания на другое, и вдруг в истерике звонит Карен: «Меня уволили, Козлевич, помоги». Я пообещал сделать, что смогу. Договорился со своим знакомым, который работал топ-менеджером в немецкой фирме. Карен должен был позвонить ему. На следующий день звоню ему и спрашиваю, позвонил ли он? А он в ответ: «Нет. Я вообще пожалел, что связался с тобой!». Я сказал ему: «Ну извините, Карен Микаэлович, больше я вас не побеспокою». Он мог бы позвонить и извиниться, но так и не сделал этого…

Его давно нет, прошли годы. Наши отношения закончились странно, во всяком случае, для меня, но мне его не хватает. Это был мой близкий друг, и друга такого я найти больше не смог…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28529 от 29 апреля 2021

Заголовок в газете: Семнадцать мгновений сына Таривердиева

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру