Прилепин объяснил феномен Бузовой и «картавого наркомана» Вертинского

«Мы возбуждены до каких-то невозможных пределов»

Феномен ажиотажного интереса к персоне и деятельности Ольги Бузовой имеет ряд аналогий в истории отечественной культуры. Об этом рассказал известный писатель и политик Захар Прилепин. Он посвятил ей десятиминутное выступление во время презентации проекта «Белая Индия», которая прошла во МХАТе имени Горького. Видеозапись писатель выложил на YouTube-канале, сопроводив заголовком «Про Бузову спрашивали. Отвечаю».

 «Мы возбуждены до каких-то невозможных пределов»

По словам Прилепина, к появлению Ольги Бузовой во МХАТе, где она сыграла в спектакле про Иосифа Сталина, огромный интерес со стороны СМИ. Он считает, что  средства массовой информации эксплуатируют феномен массового интереса к этой персоне. Он сам столкнулся с таким фактом: аудитория и рейтинг его онлайн-мероприятий  резко вырастали, когда в них речь шла о Бузовой, и также резко снижалась, когда они были посвящены, например, советским композиторам, воюющим поэтам или адмиралу Нахимову.

«Это многое объясняет, социофеномен, касающийся не Бузовой, а информационной повестки и всех нас», - сказал писатель.

По его словам, социологически такое явление напомнило ему ситуацию распада страны, 80-е годы, перестройку, когда существовали рок-культура, хиппи-культура, «параллельные государству». При этом, утверждает Прилепин, рок-движение в СССР изначально не было «ни антисоветским, ни социально ориентированным», а было «сборищем социопатов, которым позволяли существовать».

«Проблема, конечно, существовала: что нам делать с молодежью, как нам быть с молодежью? - сказал он. – И в этом смысле не проработали всю эту историю». В результате, по его словам, лидеров рок-движения «вознесли на иконы, на трибуны».

«Само государство надуло это смыслом ложным, и вместо того, чтобы с этим контентом работать, оно все вывернуло наизнанку и сделало из них суперреволюционеров, - сказал писатель. - … Я не сравниваю, конечно, Ольгу Бузову с этими ребятами, но ситуация в целом понятна... Мы же должны с этой молодежью как-то работать, вовлекать ее в свой контекст,.. И этим контекстом ее заряжать, вовлекать и, в общем, встраивать по возможности».

Прилепин провел аналогию с тем, как работал с отдельными представителями творческой интеллигенции Иосиф Сталин. В этой связи он вспомнил исполнителя Александра Вертинского, который давно признан классиком. «Но это совершенно не было понятно в 30-е годы, - сказал он, - потому что в 30-е годы Вертинский был картавый исполнитель картавых богемных песен, наркоман безусловный, кокаинист, человек, очень близкий к голубым лобби и голубым кругам, белогвардеец, который эмигрировал с белогвардейцами и пел для всей белогвардейской сволочи, выехал за пределы советской державы. Просто вражина, найти и «убить ледорубом». Вместо этого, товарищ Сталин берет и приглашает Вертинского в Советский Союз. И более того, селит его неподалеку отсюда, по-моему, на Тверской. …Дает ему огромную квартиру… Ему дают возможность гастролировать по всей стране, выступать, потом в фильмах начинает сниматься… Вот это подход тирана».

При этом, по его словам, можно вообразить «чувства самых мощных патриотов советской державы тех лет, 30-40-х», которые кровь проливали в гражданской войне, строили заводы, реально трудились, страдали, теряли здоровье.

В 20-е годы, отметил Захар Прилепин, когда только закончилась гражданская война, большевики «стали перевербовывать белую эмиграцию», возвращать в СССР. «А внутри России у нас тут - беспризорники, проститутки, певички, кого только не было – всех перековывать и делать из них новых, социально ориентированных, замечательных граждан. Невзирая на то, участвовали они в гражданской войне или не участвовали, голосовали они за советскую власть или нет. Любая публика, любой сегмент народа должен быть вовлечен в колоссальное государственное строительство. И прежде, чем бросить, собственно, камень в театр МХАТ, в Боякова (худрук МХАТ имени Горького Эдуард Бояков. – «МК»), в меня заодно можете бросать, вы просто осмыслите этот контекст», - сказал Прилепин.

«Все эти примеры, что типа, вот она (Ольга Бузова. – «МК») не артистка, не артисток нельзя… Но любой человек, который более менее понимает, знает кинематографическую жизнь или театральную, (понимает что) все это смехотворно. Вон Кира Муратова вообще снимала непрофессиональных актеров, лицедеев, уже вышедших в тираж… Шукшин Беллу Ахмадулину звал, Юрий Любимов звал Сажи Умалатову. Кого только кто не звал. Американские кинорежиссеры эту порнозвезду Сашу Грэй снимают в отличных, умных фильмах. Чего только не бывает. Это дело режиссера, в конце концов, с кем он работает», - заключил Прилепин.

В ситуации с обсуждением театрального дебюта Бузовой, по его словам, его больше всего поражают «поляризация и возбуждение общества».

«Мы возбуждены до каких-то невозможных пределов», - сказал писатель.

При этом, по его словам, люди десятилетиями «смотрят телевидение с самыми чудовищными на свете сериалами с утра до вечера», «голубые огоньки», «живут в этом контексте уже 30 лет и нормально существуют». «И вдруг у нас внезапно проснулось необычайное чувство обиды. На том ли оно проснулось?» - задал он риторический вопрос.

Он призвал осмыслить ситуацию с учетом прошлого опыта.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру