Новый штамм Дельта заражает везде: "Достаточно пройти мимо инфицированного"

Черная сотня мутантов

Уже в нескольких уголках мира сообщили о появлении суперштаммов, которые передаются, даже если вы просто проходите мимо зараженного на улице, не вступая с ним в контакт. В начале июня об этом заявили в австралийском штате Виктория, а 23 июня с заявлением о секвенировании новейшего штамма коронавируса Дельта-плюс (B.1.617.2.1), отличающегося молниеносной заразностью, выступил директор Всеиндийского института медицинских наук Рандип Гулерия.

Черная сотня мутантов

По словам Рандипа Гулерия, которого цитирует издание India Today, в Индии начал распространяться штамм, заразиться которым можно, даже просто проходя мимо инфицированного человека без маски, буквально при мимолетной встрече с пациентом. Как можно установить такую повышенную заразность? Как рассказал «МК» ведущий эксперт Национальной медицинской ассоциации по развитию экспертной деятельности в сфере лабораторной диагностики «МедЛабЭксперт» Александр Соловьев, такое можно предположить при эпидемиологическом расследовании, а подтвердить путем сопоставления результатов секвенирования вируса, выделенного у человека-источника и тех, кто от него инфицировался. «Да, выявить мимолетные заражения на улицах вполне реально», — подтвердил он.

Печально то, что новый штамм может ускользать от иммунного ответа (эффективность вакцин по отношению к нему пока еще лишь предстоит изучить). Кроме того, заболевшие им не реагируют на терапию биологическими препаратами (моноклональными антителами), которые используются в лечении тяжелых пациентов. Сеть индийских лабораторий INSACOG сегодня проводит геномное секвенирование новых штаммов и выясняет, насколько вакцины смогут от них защищать.

Доктор Гулерия отметил, что, несмотря на то, что соблюдение строгих эпидемиологических норм (масочный режим, социальная дистанция) в значительной степени поможет в борьбе с новым вариантом, поводы для беспокойства остаются. По данным Гулерия, пока в Индии обнаружено лишь 22 случая Delta Plus в образцах, прошедших геномное секвенирование, из округов Ратнагири и Джалгаон штата Махараштра, округов Палаккад и Патанамтхитта штата Керала. Правительство сообщило, что во все эти штаты было направлено соответствующее уведомление. По словам Рандипа Гулерия, следующие 6–8 недель будут иметь решающее значение. И одна надежда на то, что с новым штаммом справятся применяемые в Индии вакцины.

Однако, увы, уже и за пределами Индии вариант Delta Plus был замечен в девяти странах. Например, в начале июня из-за подобного молниеносно распространяющегося штамма в австралийском штате Виктория объявили карантин. Это был также новый штамм из линии Дельта, который в общей сложности обнаружили у 60 человек. При этом некоторые люди заражались при кратковременных контактах, например в магазинах. Выявлен случай заражения штаммом линии Дельта в помещении, которое зараженный покинул два часа назад. Другой случай произошел на улице. В отеле «Брайтон Бич» один человек заразился в столовой, расположенной на открытом воздухе: никто и не предполагал, что в столь проветриваемом месте вирус может передаваться. В целом не менее 10 человек из 60 подхватили этот вирус при случайных контактах, вне рабочего места или дома. Люди заражались, просто проходя мимо незнакомого инфицированного человека. Местные ученые назвали этот путь заражения «мимолетным контактом» и «передачей вируса от незнакомца к незнакомцу» и даже сравнили контагиозность нового штамма с корью. «Мы не видели этого в 2020 году, и эти пути передачи вызывают озабоченность. Этот вариант не самый заразный, но он более заразный, чем все, что мы видели в начале и середине 2020 года, поэтому мы должны иметь это в виду», — заявил главный санврач штата Бретт Саттон.

О похожей ситуации заявляли и в канадском Онтарио, где с приходом линии Дельта заболеваемость всего за неделю выросла в 6 раз, несмотря на высокую долю вакцинированного населения.

Исследованию новых, более контагиозных штаммов посвящена недавняя работа китайских ученых. Они проанализировали быстрорастущие мутации в Великобритании, США, Сингапуре, Испании, Индии и других странах и обнаружили, что на сегодня их уже больше сотни. Все они отличаются лучшей способностью проникать в клетки, что указывает на эволюцию вируса в сторону более инфекционных вариантов и более устойчивых к вакцинам и препаратам на основе моноклональных антител. По данным авторского коллектива, более 70% мутаций ослабляют эффективность известных антител.

«Комплексный генетический анализ и исследование связывания белка вируса с белками клетки показывают, что генетическая эволюция SARS-CoV-2, которая может регулироваться редактированием генов хозяина, вирусной корректурой, случайным генетическим дрейфом и естественным отбором, приводит к появлению более инфекционных вариантов, которые потенциально могут поставить под угрозу существующие вакцины и терапию антителами», — пояснил «МК» микробиолог Андрей Евстигнеев.

Ученые обеспокоены тем, что в будущем количество штаммов, способных уклоняться от вакцин, будет расти еще быстрее. Правда, некоторые компании — разработчики вакцины уже заявили, что к осени выпустят обновленные вакцины, которые будут более эффективными против новых мутаций. Остается надеяться, что к тому времени это будет еще актуальным.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28566 от 25 июня 2021