Вылечить российскую Фемиду: судам рекомендовали опираться на прецеденты

Юристы оценили правовую реформу как достойную и позитивную

Фразеологизм «пока суд да дело» появился у нас неспроста. Но наша судебная система не только медлительна, она еще и не слишком заточена на то, чтобы защищать интересы предпринимателей. Это мешает созданию привлекательного инвестиционного климата и развитию страны. «Правом для бизнеса» во всем мире считают прецедентное право. Именно его принципы и предлагает внедрить в судебную практику общественный деятель Дмитрий Давыдов, который публикует свои мысли по улучшению ситуации в стране на сайте 20idei.ru.

Юристы оценили правовую реформу как достойную и позитивную

В рейтинге Всемирного банка Doing Business по благоприятности условий ведения бизнеса Россия находится на 28-м месте, рядом с Руандой. Во многом это определяется тем, что бизнесу необходима, в первую очередь, правовая безопасность, уверенность в завтрашнем дне. Любой предприниматель, принимая решение, в какой стране делать бизнес, руководствуется тем, насколько эффективно будет защищено его право собственности.

Россия является страной с романо-германской правовой системой, в которой не предусмотрено применение прецедентов. А ведь прецедентное право – это, как известно, «право бизнеса». Мировой опыт показывает, что наиболее сильную защиту права собственности и развитую судебную систему на сегодняшний день имеет англосаксонская правовая система. А значит, и нам нужно дать бизнесу то «право», в котором он нуждается.

Именно поэтому и предлагается ввести в стране правовой режим благоприятствования для бизнеса и тем самым показать, что правовая система будет направлена на справедливую защиту предпринимателей и права собственности.

Прецедентное право имеет и еще один положительный аспект. Дело в том, что квалификация и опыт судей в России подчас отличаются от требуемых стандартов от региона к региону, а следить за качеством принятия судебных решений на территории такой большой страны достаточно сложно. Обеспечить положение, чтобы все судьи в России обладали схожими профессиональными навыками и уровнем знаний, невозможно.

– Наша система правосудия разрегулировалась, возможно, это связано с общим падением уровня профессионализма, с нежеланием церемониться с народом, – считает известный адвокат Дмитрий Аграновский.

Конечно, у прецедентного права есть свои изъяны. Ведь существуют не только успешные судебные прецеденты, но и неразумные прецеденты, либо устаревшие прецеденты, которые всё равно продолжают использоваться.

Поэтому Дмитрием Давыдовым предлагается перейти к модернизированной системе с применением прецедентного права в отношении конкретных гражданских и уголовных дел, наиболее распространенных в обществе. Ее можно условно назвать «правовой системой бизнеса», поскольку усовершенствование гражданских правоотношений и уменьшение уголовных преступлений является мощным импульсом развития бизнеса в любой стране.

Как же предлагается внедрять эту систему? Прецеденты будут выработаны на основе анализа множества однотипных дел, судебной практики в масштабах всей страны, а также с учетом принципов разумности и справедливости.

Фото: minjust.ru

На каждое уголовное преступление – по несколько прецедентов. В гражданских делах необходимо определить самые распространенные виды споров и по ним подготовить прецеденты. Таким образом, будет сформирована база прецедентов по самым «популярным» делам.

Споры, по которым отсутствуют прецеденты, смогут разрешаться судьями согласно существующей практике и, опять же, попадать в базу прецедентов. В конечном итоге на любое дело суды будут иметь подходящие прецеденты.

Для формирования каждого прецедента предлагается привлечь наиболее опытных судей, заслуженных ученых и известных практикующих юристов. Они проанализируют все российские судебные дела и всю лучшую мировую судебную практику.

Структура прецедента будет включать в себя готовое обоснование, надлежащие ссылки на законодательство, логическую взаимосвязь выводов, отточенные слова и формулировки. Судье останется лишь найти самый схожий прецедент и применить его. Использование прецедентов снизит нагрузку на судей при рассмотрении судебных дел, что положительно отразится на качестве принимаемых решений.

Интересно, что в будущем возможно будет часть работы переложить на плечи специально созданных компьютерных программ. Данные программы, снабженные специальным алгоритмом, смогут мгновенно сверяться с базой данных и выдавать правильно подобранное и точно выверенное решение.

Кстати, предпосылки к такой реформе уже имеются в нашей правовой системе.

– Наше право иногда называют полупрецедентным, – поясняет Дмитрий Аграновский. – Совсем недавно, и в 90-х годах, и в нулевых, я уже не говорю про советское время, прецеденты публиковались регулярно. Был такой журнал «Бюллетень Верховного суда», он и сейчас где-то есть, но его мало кто читает. Там публиковалась судебная практика, и эта практика практически неукоснительно соблюдалась. Я сам помню, как можно было прийти с этим журналом в суд, зачитать какой-то прецедент и, таким образом, повлиять на приговор. То есть ничего революционного в этом для судов нет. Это была положительная практика. И в этом смысле к предложениям Давыдова стоит прислушаться, они вполне достойны и позитивны.

При условии оказания должной поддержки со стороны законодательных и судебных органов власти практика использования прецедентов будет расширяться и укрепляться, способствуя процветанию бизнеса.

Сюжет:

"20 идей: внедрить лучшее в России"

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру