В среду во французских водах были обнаружены как минимум 27 тел мигрантов, находившихся в перевернувшейся лодке. По версии французского издания La Voix du Nord, крушение могло стать следствием столкновения с контейнеровозом. Официально, впрочем, эта версия не подтверждена.
Утлое суденышко, набитое десятками «нелегалов», было по своей надежности сродни чему-то вроде детского плавательного бассейна, заявил в среду вечером французский министр внутренних дел Жеральд Дарманен.
В общей сложности, как сообщает Би-би-си, пересечь пролив в среду пыталось около 25 малых судов. Ла-Манш считается самым оживленным морским маршрутом в мире, и здесь часто гибнут люди, пускающиеся на свой страх и риск в опасное плавание на надувных лодках. Только за последние недели, не считая последнего случая, в проливе погибло по меньшей мере 10 человек. По мере приближения зимы море делается более неспокойным, а вода становится еще более холодной, и риск гибели попавших в беду людей возрастает
Как говорят специалисты, даже если море и не выглядит слишком бурным, в середине пролива всегда много волн. И если в тесной лодке находятся несколько десятков человек и туда попадет немного воды, они не могут вычерпать ее, потому что на борту чересчур много «пассажиров». Потом воды становится все больше и больше, и тогда происходит крушение. А поскольку море очень холодное, то шансов выжить немного.
Глава французского МВД Жеральд Дарманен заявил на пресс-конференции: «Сегодня ужасная ситуация для Франции, Европы и человечества, когда эти люди гибнут в море». При этом министр обвинил власти ФРГ в том, что они не препятствуют контрабандистам, покупающим лодки в Германии и доставляющим их на север Франции. По словам министра, из-за последней трагедии в Ла-Манше задержаны четыре человека. Всего же с начала января были арестованы 1500 человек.
Контрабандисты взимают с мигрантов более 4000 евро за место на суденышках, направляющихся с континента в Великобританию, пишет Daily Mail. Это означает, что преступные группировки, набивающие лодки десятками беженцев, могут заработать до 180-200 тысяч евро с одного небольшого суденышка.
Британские чиновники рассказывают, что организующие переправу через Ла-Манш контрабандисты зачастую не предоставляют нелегальным путешественникам спасательные жилеты, вместо этого вынуждая их использовать в качестве спасательных средств велосипедные камеры и надувные круги для плавательных бассейнов.
Что заставляет мигрантов, уже оказавшихся в Европе, совершать опасное и недешевое путешествие через Ла-Манш в Великобританию?
«Есть несколько причин, – рассказывает доцент кафедры европейского права МГИМО Николай Топорнин. – Во-первых, речь может идти о тех мигрантах, которые нелегально находятся на территории Евросоюза и имеют проблемы с легализацией. Сейчас Великобритания – не страна ЕС, соответственно, на нее законодательство Европейского Союза не распространяется. Значит, возникают юридические лазейки – и можно попытаться как-то сделать свое пребывание в этой стране легитимным.
Второй момент связан с тем, что социальные стандарты в отношении беженцев либо мигрантов в Великобритании выше, чем, например, во Франции. И об этом мигранты очень хорошо осведомлены, так что когда у них возникают сложности, например, с получением либо социальных пособий, либо работы в европейских странах, они пытаются пробраться в Британию, где ситуация лучше, чем во многих государствах ЕС.
Есть и третий фактор – «сарафанное радио», которое тоже играет свою роль. Многие из друзей, родственников и знакомых этих мигрантов уже перебрались в Великобританию и рассказывают, что «здесь все замечательно, никого не обижают, по-доброму относятся, есть работа, словом, вы здесь не пропадете, давайте к нам!» Люди получают такие сообщения, клюют как рыбка на приманку и решают перебраться в Британию.
Четвертый момент связан с тем, что есть немало мигрантов из стран, которые в прошлом были британскими колониями. И есть определенные юридические положения, когда к ним более льготно относятся на территории Великобритании (как во Франции к выходцам из бывших французских владений вроде Туниса, Алжира, Мали и т.д.). К тому же значение имеет и то, что для мигрантов из таких стран английский язык более родной, чем, скажем, французский или немецкий. Это тоже оказывает влияние – людям легче адаптироваться и получить работу в Британии.
Эти факторы складывается в один пазл, заставляющий мигрантов платить деньги и пытаться с риском для жизни проникнуть на территорию Британии. Но их никто не заставляет, они сами предпринимают усилия в поисках лучшей жизни».
Со своей стороны, старший научный сотрудник сектора экономики европейских стран Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко считает, что готовность нелегальных мигрантов рисковать жизнью и выкладывать немалые суммы контрабандистам за возможность попасть в Британию, связана с «рекламными» усилиями организаторов незаконного трафика.
«Наверняка те, кто берет деньги за переправку мигрантов, проводят углубленный маркетинг и убеждают этих людей в том, что в Великобритании их положение значительно улучшится, – считает эксперт. – Им обещают, что там будут лучше условия проживания, больше пособия на мигрантов и отношение будет лучше. Те, кто участвует в переправке людей через Ла-Манш, не просто выступают в качестве технических организаторов. там создана достаточно распространенная цепочка, которая предполагает предварительную подготовку переезжающих мигрантов – им внушают, что какие выгоды они получат, если переберутся из Франции в Британию. Ну, а поскольку примерно известно, чего хотят беженцы – а именно комфортного устройства, – им обещают, что им будет предоставлено жилье. Может, обещают, что им будут платить большие пособия. Возможно, обещают, что впоследствии они смогут перевезти в Великобританию своих родственников. То есть рычаги воздействия понятные. И те деньги, которые выкладывают мигранты, за возможность нелегально перебраться через Ла-Манш, тоже служат побудительными факторами: им говорят, что поскольку в Британии такие привлекательные возможности, то меньше, чем за такую-то сумму их на резиновой лодке через бурный пролив не повезут. Личная мотивация, личное решение, похоже сведены тут до минимум. Речь может идти о целенаправленном и широкомасштабном внушении».
Согласно недавнему исследованию Британского совета по делам беженцев, почти две трети мигрантов, пересекающих Ла-Манш, это выходцы с Ближнего Востока (прежде всего из Ирана и Ирака, а также Сирии, Йемена, Кувейта). Из стран, не относящихся к Ближнему Востоку, наибольшее количество мигрантов – выходцы из Судана, Вьетнама, Эритреи и Эфиопии.
Многие мигранты, пересекающие Ла-Манш, по прибытии в Великобританию просят там убежища в надежде получить статус беженца, что означает, что они могут остаться в Соединенном Королевстве. При этом они должны доказать, что не могут вернуться в свою страну, потому что боятся преследований из-за своей расы, религии или политических убеждений. Решения принимаются государственными соцработниками, работающими на государство. Предполагается, что это будет сделано в течение шести месяцев, хотя многие соискатели убежища ждут и дольше.
Как во Франции, так и в Великобритании ожидающим решения о предоставлении убежища выплачивают денежное вспомоществование. В Британии предусмотрена выплата в размере 72,52 фунта стерлингов в неделю для супружеской пары или пары, состоящей в гражданском партнерстве. Одинокие родители старше 18 лет получают около 44 фунта стерлингов, а одинокие люди этого возраста – около 37 фунтов. Молодежь в возрасте от 16 до 18 лет получает 39,8 фунта, а дети до 16 лет – почти 53 фунта.
Французская система более проста. По состоянию на январь этого года пособие для взрослых составляло 11,45 евро (8,13 фунтов) в день или 80,15 евро (56,82 фунтов) в неделю. Однако французское государство не дает денег на детей. Так что те мигранты, у кого есть дети, считают, что в Великобритании им будет лучше.