Среди российских городов, наиболее серьезные экологические проблемы, вызванные транспортными проблемами, характерны для Москвы.
По данным исследования, опубликованного изданием Frontiers in Sustainable Cities минувшим летом, более половины выбросов парниковых газов с урбанизированных частей планеты приходится всего на 15 городов. Один из них – Москва. По данным ученых, она ежегодно выбрасывает в атмосферу более 110 миллионов тонн CO2-эквивалента, уступая по этому показателю лишь шести китайским городам. Таков вклад московских автомобилей в усиление парникового эффекта в атмосфере Земли, ведь, по оценкам авторов исследования, 70% «московского» CO2 генерируется именно двигателями внутреннего сгорания.
Известно, что за последние десять лет количество автомобилей в Московской агломерации вплотную приблизилось к отметке в восемь миллионов. Причем статистика учитывает лишь транспорт, оформленный на зарегистрированных в регионе граждан. По данным столичного Дептранса, в течении рабочего дня на дороги Москвы выезжает примерно 3,5 млн авто. В час-пик единовременно по транспортным артериям города движется обычно около 550 000 авто. На транзитный транспорт приходится от 150 до 250 000 машин на улицах Москвы – в зависимости от дня недели и прочих факторов.
Следует напомнить, что каждый городской автомобиль, в среднем, ежегодно выбрасывает в атмосферу города около 120 килограмм вредных веществ. При этом именно автотранспорт отвечает за 90% всех (включая CO2) загрязнений столичного воздуха.
Именно двигатели внутреннего сгорания являются источником наиболее опасного для человека вида загрязнения — микрочастиц сажи. Самые мелкие из них – размером менее 2,5 микрометра. Это в 40 раз меньше толщины человеческого волоса. Они практически не оседают, витая в воздухе. При вдыхании они проникают сквозь клеточные оболочки и оказываются во всех частях организма.
По данным ВОЗ, очень большое количество смертей из-за проблем сердечно-сосудистой и дыхательной систем вызвано именно этими микрочастицами. Некоторые источники связывают с ними до 30% смертей от этих причин.
Сейчас столичные улицы перегружены автомобилями. Из-за этого Москва уже возглавила ТОП-10 городов с максимальными пробками в 2020 году по версии Traffic Index. Согласно подсчетам составителей этого рейтинга, московские дороги перегружены на 54%. При том, что в индийском Мумбаи степень «перегруза» составляет 53%, Стамбула – 51% и так далее.
Средняя скорость машины, передвигающейся сейчас по Москве равна всего примерно 30 км/ч. Чтобы доехать в час-пик на машине от МКАД до центра города среднестатистическому автомобилисту нужно, в среднем, примерно час времени!

Чтобы предотвратить такое, по сути катастрофическое, развитие транспортной ситуации властям следует предпринимать какие-то превентивные меры. В этом смысле можно присмотреться к опыту других стран, который в своём некоммерческом проекте “20 идей по развитию России” приводит в пример Дмитрий Давыдов.
Так, в Сингапуре с пробками разбираются очень жестко, можно сказать «на корню». Там власти ограничивают количество машин в города и делая их приобретение и содержание очень дорогой затеей. Чтобы поставить машину на учет в Сингапуре, придется сначала выиграть в аукционе, где разыгрывают на котором разыгрывается не более 13 000 разрешений в месяц. А потом оплатить целый букет пошлин и сборов. И платить транспортный налог каждые полгода... В результате стоимость покупки и владения автомобилем вырастает в несколько раз по сравнению с розничной ценой такой же модели на рынках стран-соседей.
Еще один известный пример борьбы с автомобильным трафиком – Лондон. Его власти еще в начале 2000 ввели плату за въезд в город. На тот момент столица Великобритании могла похвастаться чуть ли не самыми внушительными пробками в мире. В 2003 году местные власти организовали платный въезд в центр в будни с 7 до 19 часов – за 5 фунтов в день. Интенсивность трафика в центре города после этого упала очень резко. Сейчас стоимость проезда в Лондон в дневные часы составляет 15 фунтов в день. Итог: в вышеупомянутом рейтинге TomTom Traffic Index Лондон оказался на 49 месте.
Предприниматель, изучив опыт зарубежных стран в борьбе с дорожным трафиком и вызываемыми им экологическими проблемами, изложил его на сайте 20idei.ru.
Он предлагает ввести в Москве «сбор против пробок». Для начала, – в размере ста рублей за возможность ездить внутри МКАД с 07:00 – 22:00, кроме выходных и праздничных дней. Общественный транспорт, такси, мотоциклы и автомобили экстренных служб от этой пошлины освобождаются.
Для инвалидов, пенсионеров и льготников следует предусмотреть скидки. В можно увеличивать величину тарифа, меняя его для тех или иных городских зон, времени действия и типа транспортных средств.
Утверждается, что москвичи будут рады платному проезду по городу, поскольку по этой причине они будут меньше времени проводить в дороге.
Если государственные органы страны окажут поддержку внедрению инициативы в повседневную жизнь, экологическая обстановка в городах улучшится, а загруженность их улиц резко уменьшится. Поэтому московским и федеральным властям следует вплотную заняться ее реализацией.