Огромные штрафы вместо тюрьмы: предлагаемую реформу уголовного законодательства оценили правозащитники

«Это было бы выгодно всем – и государству, и потерпевшим»

«Здравое зерно здесь есть. Было бы здорово!» – так прокомментировала известная правозащитница Ева Меркачева идеи предпринимателя и общественного деятеля Дмитрия Давыдова о гуманизации уголовного законодательства. Это предложение было опубликовано в ряду других предложений по улучшению ситуации в стране на сайте 20idei.ru.

«Это было бы выгодно всем – и государству, и потерпевшим»
Фото: Pexels. Pixabay.com

тестовый баннер под заглавное изображение

Очевидно, что одна из основных целей наказания – перевоспитание лица, которое совершило преступление. И также очевидно, что нынешняя российская пенитенциарная система справляется с этой задачей плохо. Часто получается наоборот – отсидевшие срок люди возвращаются на скользкую дорожку преступной деятельности. Да и социализация отсидевших оставляет желать лучшего – бывшие заключенные с трудом возвращаются в общество, хуже проявляют себя абсолютно во всех аспектах жизни. В случае же «имущественных» преступлений и помещения виновного под стражу страдают и потерпевшие, которые не могут получить возмещение ущерба.

Именно поэтому и предлагается для ряда преступлений в сфере экономической деятельности и против собственности (так называемые беловоротничковые преступления) ввести крупный денежный штраф и исключить наказания в виде исправительных работ, ограничения свободы, принудительных работ, ареста, лишения свободы.

Система штрафов существует и сейчас, но текущие штрафы, выраженные в рублях или привязанные к заработной плате или иному доходу осужденного, на практике при осуществлении взыскания оказываются несущественными. Так, например, за причинение крупного ущерба от незаконного предпринимательства (ущерба, превышающего 1,5 млн рублей) согласно ст.171 УК РФ можно отделаться штрафом в размере 300 тысяч рублей.

Поэтому для ряда преступлений в сфере экономической деятельности, а именно предусмотренных статьями 171 (Незаконное предпринимательство), 171.2 (Незаконные организация и проведение азартных игр), 172 (Незаконная банковская деятельность), 194 (Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица), 198 (Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица) и 199 (Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации) УК РФ, предлагается ввести штраф в 2-кратном размере от причиненного ущерба. А если эти преступления совершены с отягчающими обстоятельствами (например, группой лиц по сговору), то штраф будет в 3-кратном размере. Для тех, кто совершил такое преступление впервые, предложено снизить штрафы до 1,5-кратного и 2-кратного размера соответственно.

Для некоторых преступлений против собственности, предусмотренных статьями 159 (Мошенничество), 159.1 (Мошенничество в сфере кредитования), 159.3 (Мошенничество с использованием платежных карт), 159.5 (Мошенничество в сфере страхования), 159.6 (Мошенничество в сфере компьютерной информации), 160 (Присвоение или растрата), 165 (Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием) и 168 (Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности) УК РФ, предложено установить наказание в виде 250% штрафа от суммы ущерба (причем из них 200% штрафа государство перечисляет потерпевшему лицу, а остальные 50% штрафа оставляет себе). В случае, если такие преступления были совершены группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, причинили особо крупный ущерб или имели иные отягчающие обстоятельства, то наказание устанавливается в виде 350% штрафа от причиненного ущерба (из них 250% штрафа государство перечисляет потерпевшему лицу, а остальные 100% штрафа оставляет себе).

Таким образом, снимается и еще одна проблема. Если преступник заплатит штраф непосредственно государству, а оно уже рассчитается с пострадавшими, то исчезнет вероятность давления со стороны преступника на пострадавшего.

Фото: Vojtech Okenka. Pexels.com

Предлагается, чтобы после назначения судом штрафа виновный оплачивал его в течение 5 дней. Если для этого нужно реализовать имущество – дается 5 месяцев, но с увеличением размера штрафа на 10%.

Если штраф не оплачен вовремя, то виновный автоматически (это будет записано в приговоре) подвергается наказанию – например, помещается в тюрьму. Лишение свободы может применяться и если имущество виновного покрывает оплату только части штрафа. Но в таком случае срок наказания должен быть сокращен пропорционально размеру оплаченного штрафа (например, если оплачено только 50% штрафа, то срок ограничения или лишения свободы должен быть сокращен наполовину).

Плюсы таких нововведений вполне очевидны:

– государственный бюджет пополнится за счет штрафов, ведь не только возмещается ущерб, но и поступают деньги сверх размера ущерба;

– будут сэкономлены бюджетные деньги на содержание заключенного, тюрьмы не будут переполняться, и в дальнейшем не потребуется строить дополнительно новые исправительные учреждения;

– будет исключен риск дальнейшей «криминализации» преступника;

– пострадавшие будут удовлетворены, поскольку получат возмещение ущерба в двойном размере.

Правозащитница Ева Меркачева отнеслась к этим идеям положительно.

– Мне кажется очень правильным, что речь идет именно об экономических преступлениях, а не насильственных, преступлениях против личности. Потому что в случае насильственных преступлений не предусмотрено даже мировое соглашение. А в случае экономических преступлений сейчас компенсация, возмещение ущерба является основной при условно-досрочном освобождении. То есть если человек отсидел две трети срока и выплатил всё, что присудил суд, то препятствий для выхода по УДО нет. Есть и практика снижения срока во время судебного процесса – ведь уголовный процесс и гражданский могут идти параллельно. Если потерпевший говорит, что по гражданскому иску ему возместили ущерб, то в уголовном процессе судья может дать меньший срок. Но это случается не всегда, поскольку однозначно это не прописано и, бывает, вмешиваются посторонние мотивы, например, политические. Было бы круто, если бы законодательно было урегулировано.

Действительно, для реализации этих идей требуется самая широкая государственная поддержка, поскольку речь идет о серьезном изменении целого ряда законов, начиная с Уголовного кодекса. Проработкой гуманизации законодательства вполне могут заняться профильные министерства и ведомства – Минюст, Верховный Суд, Генпрокуратура, ФСИН, Следственный комитет и МВД – совместно с депутатами Государственной думы. Важно, чтобы к этой работе были привлечены и институты гражданского общества, такие, как, например, Совет по правам человека.

Запрос от общества есть – дело за государственной властью.

Сюжет:

"20 идей: внедрить лучшее в России"

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру