В России "теряли" День памяти жертв холокоста: история одной даты

Кому в российских школах мог помешать день освобождения Аушвица

Международный день памяти жертв холокоста — 27 января — отмечается в мире с 2006 года. С этой идеей когда-то совместно выступили Израиль, Канада, Австралия, Россия, Украина, США и еще более 90 государств. Все вместе они инициировали резолюцию Генеральной ассамблеи ООН.

Особенно важно, что эта дата тесно связана с нашей страной. Мы можем ею гордиться.

В этот день в 1945 году советские войска освободили самый страшный лагерь смерти — Аушвиц (Освенцим), в котором погибли более миллиона человек, 9/10 которых — евреи.

В конце прошлого года на встрече с Путиным члены СПЧ сообщили президенту о том, что День памяти жертв холокоста каким-то непонятным образом исчез из календаря образовательных событий российских школ…

Президент ответил, что удивлен. По словам участников встречи, он оценил исчезновение этой даты негативно и с недоумением.

Кто же так распорядился? Запад? Американцы? Враги? Кому в российских школах могла помешать дата освобождения Аушвица?

Об исторической памяти и беспамятстве мы поговорили с главой центра «Холокост», профессором РГГУ Ильей Альтманом.

Кому в российских школах мог помешать день освобождения Аушвица
Фото: Предоставлено научно-просветительским центром «Холокост»

— Безусловно, на уроках у учителей истории осталась возможность по собственной инициативе рассказывать о трагедии холокоста, — говорит Илья Александрович Альтман. — В данном случае речь идет только о внеклассных мероприятиях одного дня — 27 января. Это его вычеркнули из перечня событий, повествующих российским школьникам о трагедиях Второй мировой войны. Как известно, в этот день в 1945 году советские войска освободили Аушвиц.

По-моему, более важной даты-символа, особенно для нашей страны, придумать сложно. Мы ведь отдаем должное не только тем, кого спасали, но и тем, кто спасал. Тема холокоста универсальна для изучения войны. Не рассказать детям о геноциде евреев — значит, отпадет возможность говорить с ними и о героях, освобождавших узников лагеря. Только осознавая масштабы нацистских преступлений, можно понять роль нашей страны, подвиг Советской армии, остановившей этот конвейер уничтожения.

— Так за что эту дату исключили из образовательного календаря?

— Дата 27 января в календаре образовательных событий впервые появилась в 2016 году по решению тогдашнего министра образования Ольги Юрьевны Васильевой. Хотя в самом образовательном стандарте термин «холокост» был с 2003 года. С того времени этой теме впервые стали уделяться небольшие абзацы в учебниках, проводились специальные выездные семинары для учителей. Был выбран город-символ — Брест. Именно в этом городе состоялись первые конференции школьников и семинары педагогов, причем начинали их 22 июня, в 4 часа утра, в Брестской крепости.

— Разве эта крепость связана с холокостом?

— Конечно, ведь порядка пяти тысяч евреев Бреста — узников Брестского гетто — расстреляли у стен. Мы нашли книгу регистрации жителей города Бреста с указанием национальностей. Всего в Бресте в октябре 1942 года проживала 51 тысяча человек, евреев из них было около 17 тысяч. Есть последняя запись за 15 октября 1942 года, где эта цифра перечеркнута и на месте евреев поставлен жирный графический прочерк. Этих людей вывезли и уничтожили за несколько часов… Понятно, что 22 июня и тем более 9 мая что-то специально в память о холокосте в образовательных учреждениях проводить сложно, поэтому 27 января была очень подходящая и правильная дата. К сожалению, в 2022 году ее впервые не стало.

— Произошла какая-то техническая ошибка?

— Мы тоже так подумали. Позвонили в министерство, поинтересовались. После чего начался долгий бюрократический процесс, переписка с чиновниками, во время которой мы поняли, что никто ничего возвращать и не собирается.

— Почему?

— В октябре 2021 года мы получили официальный ответ, что в России уже есть День памяти и скорби — 22 июня. Вот тогда и надо отмечать трагедию еврейского народа. А 27 января занято Днем окончательного снятия блокады Ленинграда. Совместить два разных, с точки зрения чиновников, исторических события невозможно. Хотя им следовало бы помнить, что из пяти дивизий, освобождавших Аушвиц, одна носила название Ленинградской. И это тоже символично. Так как выживших узников Аушвица, обреченных доходяг, брошенных нацистами умирать в неотапливаемых бараках и на земле, выходили медики из блокадного Ленинграда с опытом борьбы с дистрофией. Поэтому изо всех лагерей смерти, освобожденных союзниками, наибольший процент выживших оказался именно в Аушвице. Мы звонили в министерство, туда были запросы членов СПЧ, руководителей еврейских организаций, Путина проинформировали — бесполезно.

Фото: Предоставлено научно-просветительским центром «Холокост»

— Но почему во всем мире 27 января стали отмечать лишь в 2006 году, то есть спустя 61 год после освобождения Освенцима?

— После резолюции ООН около 40 государств мира установили единый национальный День памяти жертв холокоста — 27 января. Из постсоветского пространства это — Эстония, Украина, Молдова, Азербайджан. Еще примерно в 20 странах есть свои национальные даты, связанные с холокостом. В самом Израиле одна из дат привязана к 19 апреля — в этот день в 1943 году началось первое крупное городское восстание в варшавском гетто. Хотя и 27 января в Израиле отмечается тоже. Как наиболее объединяющая всех годовщина. В ней сливаются воедино и история Второй мировой войны, и история холокоста.

— В Советском Союзе про освобождение Аушвица-Освенцима не забывали?

— В СССР в этот день официально тоже был только День снятия блокады Ленинграда. Да, наши делегации обычно приезжали в январе в Польшу, в Освенцим, возлагали венки на кладбище, но память о жертвах холокоста с памятью о героях-освободителях долгое время не были соединены.

— Кстати, в этом году, и тоже в январе, исполнилось 80 лет со дня Ванзейской конференции, состоявшейся в пригороде Берлина, на которой были окончательно определены пути решения «еврейского вопроса» — всех в концлагеря и лагеря смерти.

— 20 января 1942 года ведомства нацистской Германии были оповещены, что евреи Европы будут свезены в лагеря массового уничтожения, а сам этот народ исчезнет с лица земли. Упоминания о нем останутся только в музеях.

— Аушвиц тогда уже функционировал?

— Он работал как лагерь для военнопленных с 1940 года. Именно на советских военнопленных, и не в газовых камерах, а еще в подвалах и бараках, был впервые применен газ «Циклон Б». Этот эксперимент позволил нацистам усовершенствовать технологию массового уничтожения. Предыдущие способы умерщвления большого количества людей по многим причинам гитлеровцев не устраивали.

— Почему? В том же Бабьем Яре были расстреляны сотни тысяч. Не хотели тратить патроны?

— Во-первых, логистика. Евреев Европы не убивали по месту их жительства на глазах у остального населения. Это считалось негуманным. Второе — для того, чтобы расстрелять большое количество людей, нужны оцепление и крепкие нервы у тех, кто все это проводит. У многих эсэсовцев случались срывы во время массовых казней, даже Гиммлер однажды упал в обморок, когда на его глазах в Минске расстреляли советских солдат. Чистая психология, немцы заботились о своем душевном состоянии. Одно дело — стрелять в упор и совсем другое — открыть кран в газовой камере. Третье — лагеря смерти были частью большой политики по расчеловечиванию людей. Идентификация особыми опознавательными знаками, невыносимые условия проживания в гетто, четкая система отъема собственности у тех, кто туда попадает. Если приказано взять с собой ценные вещи и драгоценности, явиться в определенное время на вокзал, то законопослушные граждане захватывали с собой все, что могли унести, естественно, это облегчало жизнь палачам. Так центры уничтожения евреев становились способом пополнения бюджета гитлеровской Германии. Конвейер смерти работал практически беспрерывно до 1945 года.

— Сколько в среднем жил узник Аушвица?

— Подавляющее большинство евреев — от нескольких часов до одного-двух дней максимум. Кому очень «повезло» или, скорее, не повезло — тот мог протянуть до нескольких месяцев.

Для евреев селекция начиналась прямо на перроне. Женщины, старики, дети шли на смерть сразу. В живых оставалось буквально 2–3% для того, чтобы обслуживать конвейер по убийству своих соплеменников. Людей раздевали — кому-то нужно было сортировать их вещи. Стригли свои же парикмахеры. Стоматологи вырывали золотые зубы. Сортировщики аккуратно раскладывали одежду убитых, обувь, драгоценности, волосы в отдельные мешки. Кому-то нужно было затем перетаскивать трупы из газовых камер в крематорий. Была создана целая система обслуживания процесса уничтожения, работала так называемая еврейская зондеркоманда.

— Почему в нее брали самих евреев?

— Ну, так нацисты понимали, что те уже ничего не расскажут. Рано или поздно их тоже должны были уничтожить. Многие после такой работы, физических и психологических мучений были рады газовой камере. Однако в октябре 1944 года члены зондеркоманды из тех, кто не был окончательно деморализован, решились на восстание. В результате процесс массового уничтожения был остановлен. К 17 января 1945 года, когда было уже понятно, что освобождение лагеря близко, нацисты решили угнать вглубь Германии несколько десятков тысяч еще трудоспособных заключенных. Почему не расстреляли последних узников? На тот момент о существовании лагерей смерти уже догадывались, но оставлять на виду свежие трупы посчитали лишним. В идеале система крематориев предполагала отсутствие массовых захоронений. На нет и суда нет.

— А пепел куда прятали? Там же сгорело больше миллиона человек!

— Это хороший вопрос. Пепел оставался на территории. Зондеркоманда, обслуживающая конвейер смерти, понимала, что никто не поверит, что такое вообще могло происходить. Они прятали записи о происходящем во флягах из-под воды, которые закапывали в груды человеческого пепла. Узники понимали, что уж там-то искать следы будут точно. Эти бумаги так и называли потом «свитками из пепла». Это все Аушвиц.

— Но в СССР гораздо больше был известен Бухенвальд из антифашистского «Бухенвальдского набата», а жуткие подробности функционирования Аушвица стояли как-то в стороне. Тем более что мы слышали не про Аушвиц, а про Освенцим.

— Да, в советской историографии чаще упоминается Освенцим — по названию близлежащего польского городка. Но в немецких документах лагерь смерти был известен как Auschwitz. У наших польских коллег-историков принято разграничивать лагерь Аушвиц и город Освенцим. Кстати, поляки всегда помнили, что лагерь освободили русские. Возвращаясь к нашей проблеме, 16 лет назад мы отправили открытое письмо депутатам Государственной думы, членам Совета Федерации. Опираясь на резолюцию ООН, мы предлагали ввести национальный День памяти жертв холокоста и воинов-освободителей, чтобы эта дата стояла в программе средних школ, предлагали помочь ветеранам, освобождавшим Аушвиц, оказать им материальную помощь, в живых оставались еще десятки человек. Да, у нас есть 9 Мая, День Победы, который в остальной Европе отмечается накануне, 8 мая. В наших школах больше говорят о Сталинграде, о Курской дуге, в мировом масштабе куда больше знают о высадке союзников в Нормандии и открытии второго фронта 6 июня 1944 года. 27 января — день, который объединил всех. Я присутствовал на первой церемонии празднования этой годовщины в Великобритании в Вестминстерском дворце вместе с генералом Петренко. В зале собрались политики, элита, были принц Чарльз, Тони Блэр, тогдашний премьер-министр. В прямом эфире в течение 2,5 часа это мероприятие транслировало ВВС… Чествовали ветеранов — из России и Великобритании — всех вместе.

Фото: Предоставлено научно-просветительским центром «Холокост»

— Увы, в мире последние годы много что изменилось. В том числе и память о Второй мировой войне. Так, в декабре прошлого года глава Еврокомиссии Урсула ван дер Ляйен, кстати, немка по национальности, вообще предложила отменить устаревшие результаты Нюрнбергского процесса.

— В обвинительном заключении Нюрнбергского процесса особо выделен раздел «Преступления против евреев». Еще в декабре 1942 года была совместная декларация десяти государств об истреблении еврейского населения, ее тезисы вошли в приговор Нюрнбергского трибунала. Было сформулировано три вида преступлений: против мира, воинские преступления и преступления против человечности. Нам очень важно придерживаться именно этой терминологии, потому что на советской оккупированной территории были совершены самые массовые преступления против человечности. Конечно, они затронули представителей разных национальностей и разных народов. Но, как сказал писатель Виктор Некрасов, только евреев убивали за то, что они евреи. Кстати, чиновники нам предложили еще одну, альтернативную дату, когда можно проводить в школах памятные мероприятия по холокосту, — 19 апреля. День единых действий в память о жертвах преступлений против советского народа, совершенных нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны. Говорят, в этот день заодно можно вспомнить и о трагедии евреев.

Я считаю, что это неправильно — в последние годы у нас активно продвигается идея геноцида не по признаку принадлежности к определенным группам, национальности, расе или по вероисповеданию, а геноцид по гражданству. Это и некорректно юридически. «Советский народ» — правовое понятие принадлежности к государству. Но геноцида по гражданству не бывает.

Боюсь подумать, что это не случайно, что дата 27 января больше не вписывается в программу школьных мероприятий. Так, в советские времена постоянно вычеркивали из документов слово «евреи», их заменяли на «мирные советские граждане». Места массовых расстрелов евреев никак особо не обозначались. Не хотелось бы верить, что история идет по кругу и мы возвращаемся туда же, откуда пришли.

Разумеется, для нас важна память о еврейских жертвах. Хотя я считаю, что нельзя допускать конкуренцию жертв — кого больше убили или кто больше страдал. Но окружение Гитлера максимально обкатало теорию о том, как можно стереть с лица земли единственный народ. Этот народ были евреи. Если бы эксперимент удался, неизвестно, что произошло бы дальше с остальными, — вот в таком ключе, я думаю, нужно смотреть на эту проблему.

Когда была встреча с Путиным, он дал понять, что наш вопрос будет решен положительно и 27 января в школы обязательно вернут. Но президента по какой-то причине так и не услышали и ничего не вернули.

P.S. Когда материал был уже написан, стало известно, что распоряжением Министерства просвещения от 25.01.2022 за подписью первого замминистра А.В. Бугаева День памяти жертв холокоста снова внесен календарный план воспитательной работы школ.

Фото: Предоставлено научно-просветительским центром «Холокост»

Последний оставшийся в живых освободитель Освенцима проживает в Москве. Это Иван Степанович Мартынушкин. 18 января ему исполнилось 98 лет.

Мы позвонили ветерану, чтобы поздравить и узнать, как он относится к тому, что в школах больше нет Дня памяти холокоста.

«Я не знаю причины этого. Возможно, это как-то связано с пандемией, и в школах такие мероприятия временно отменили.

У меня рядом с домом школа, очень хорошая, мои дочери в ней когда-то учились, часто после уроков старшеклассники заходят в наш двор, собираются группами. Как-то я к ним подошел и спросил, знают ли они что-то об Освенциме. Они от меня начали разбегаться. Никто ничего не мог ответить. Хуже того, юноша, старшеклассник, сказал, что это место, где НКВД расстреливал поляков. То есть, получается, о Катыни он что-то слышал, а об Освенциме — нет. Потому что в наших средствах массовой информации, я думаю, муссируются совсем не те вопросы и темы.

И только одна умная девочка напоследок вспомнила, что это «что-то связанное с холокостом».

Наверное, не случайно говорят о потерянном поколении. Мы воспитывались в другой стране и в других условиях, разница колоссальная. Как в песне поется, все внимание было акцентировано на патриотизме и труде, мы были очень искренние, сейчас дети стали другими.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28712 от 27 января 2022

Заголовок в газете: Нам убитых этих позабыть нельзя

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру