Русские бегут из Европы: престижная недвижимость стала ярмом

«Даже самая скромная жизнь на Лазурке теперь не по карману»

Русские от нас бегут, сетуют риелторы и управляющие, зарабатывающие на российских собственниках европейской недвижимости. Отсутствие новых продаж понятно: при нынешнем курсе рубля, отключении от западной платежной системы и закрытом небом большинству соотечественников не до покупки зарубежных апартаментов. А у меньшинства, попавшего под именные санкции, их реквизировал сам Евросоюз.  

Но что же гонит прочь из Европы россиян, никак в политике не замешанных и уже обладающих бюджетной европейской недвижимостью?

«Даже самая скромная жизнь на Лазурке теперь не по карману»

По словам брокеров недвижимости в популярных среди россиян местах – испанской Ривьеры и Лазурного Берега Франции – в «русском секторе» рынка недвижимости сейчас затишье.

- Но почему уезжают те, кто недвижимостью уже владеет? – интересуюсь у русскоязычного риелтора Лидии, давно работающей с русским клиентом в Каталонии.

- Это затишье, больше похожее на ступор. Если говорить о российских собственниках бюджетного жилья, то причина на поверхности: жилье нужно содержать, оплачивать коммунальные расходы, в Европе не дешевые, платить управляющему, присматривающему за апартаментами в отсутствие хозяев или сдающему их в аренду. Сейчас европейское жилье для многих становится обузой. По отношению к евро доходы у всех россиян снизились, переводы затруднительны и встает закономерный вопрос: а так ли оно мне нужно?

Однако, по словам риелторов, даже если российские хозяева решили расстаться со своей европейской недвижимостью, продать сейчас они ее не могут.

- Либо это будут очень смешные деньги, - поясняет Лидия, - как говорится, «за пожар». Сейчас ко всем сделкам с гражданами РФ отношение очень скептическое, на всех уровнях. Даже если, предположим, человек продал свое жилье с потерями, то европейский банк не откроет ему счет, чтобы положить деньги. В российский банк перевести вы их не сможете. Только если повезете нал в чемодане домой или зароете где-нибудь в Европе до лучших времен.

- А если счет в европейском банке уже есть?

- Российские налоговые резиденты не могут иметь на счету иностранного банка более 100 тысяч евро, суммы свыше замораживаются. К тому же сейчас всех россиян, за исключением тех, кто имеет ВНЖ, европейские банки плавно подводят к мысли, что счет легче закрыть. Любые операции затруднительны, долгие проверки, никаких кредитов.

Как говорят брокеры, если кто-то сегодня хоть немного «шевелит русский сектор» на рынке европейской недвижимости, то это лишь русскоязычные резиденты - обладатели гражданства ЕС или ВНЖ. Некоторые из них во избежание возможных проблем предпочитают вложить часть средств в недвижимость.

- Теоретически санкции в отношении россиян нас не касаются, - рассказывает Анна, бывшая москвичка, обладательница паспорта гражданки ЕС. - Но на деле и нас европейские банки ставят на «стоп-лист». Это замораживание счетов для доскональной проверки. Проверяют все: нет ли в семье российских чиновников, обстоятельства открытия счета и прочее. Смотрят по тому, кто когда-то заводил счет в европейском банке по российскому паспорту. Даже если это было очень давно. А это, получается, все те, кто стал гражданами ЕС за последние 10 лет. Все же сначала перебирались в Европу с российским паспортом и для начала заводили счет в местном банке.

У москвички Марины дочь учится в испанской школе-пансионе. Маме жаль до слез, но дочь придется забрать. Марина рассказывает, что с Испанией связана ее работа, и до пандемии она регулярно летала в Барселону. 

- Но это, увы, не международная корпорация, которая предоставила бы мне жилье и счет в банке. Я всего лишь дизайнер, сотрудничающий с группой испанских модельеров и брендов.

Марине очень нравилось все испанское, она думала со временем перебраться туда насовсем. Потому и отдала дочь, которую растит одна, в испанский пансион, хотя признает, что для нее он очень дорог.

- До пандемии я жила на две страны: то в Барселоне, то в Москве, - рассказывает Марина. - А в пандемию сняла квартиру недалеко от дочкиной школы и осталась там, чтобы быть рядом. Московскую квартиру сдала, на то и жила, так как фэшн-бизнес в пандемию встал. И в итоге справилась: арендной платы за московскую трешку в хорошем районе хватило и на оплату школы, и мне самой на скромную жизнь. А вот сейчас не справляюсь. Хотя школа пошла мне навстречу, понимая ситуацию, дали отсрочку платежей на 3 месяца. Даже научили, как можно переводить деньги из Москвы: надо всего лишь открыть счет в немецком банке, который из РФ пока не ушел. И с их счетов  граждане РФ могут переводить в Европу до 5 тыс. евро в месяц. При наличии уважительной причины, конечно - дети в школе или родственники на иждивении. 

Семья из Подмосковья, когда-то считавшая небольшую квартирку на Лазурном Берегу Франции своим самым большим счастьем, сейчас называет ее «ярмом на шее».

- Раньше наша европейская «недвижка» нас и развлекала, и кормила, - делится Маргарита, хозяйка. - Сами мы приезжали туда весной и осенью, а в разгар сезона сдавали ее в аренду. Денег хватало и на "коммуналку", и на оплату семейной пары, которая следит за всеми апартаментами в нашем жилом комплексе - проверяет, убирает, принимает и провожает арендаторов. Теперь же это зарубежное имущество стало для нас неподъемной роскошью. Начиная от дорогущих перелетов с пересадками и заканчивая "коммуналкой". А теперь еще и наша с мужем работа, мы оба трудимся в компании с главным офисом в Берлине, под очень большим вопросом. Так что, боюсь, даже самая скромная жизнь на Лазурке нам теперь не по карману.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28753 от 30 марта 2022

Заголовок в газете: Исход из Европы

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру