«На последнем звонке папы подрались»: у школ появились свои спецслужбы

Будут разрешать межличностные конфликты

В российских школах заработали службы специального назначения - для примирения. Они не заменяют собой ни школьного психолога, ни завуча по воспитательной работе, ни «малый педсовет», когда педагогический консилиум вызывает в школу родителей для совместного решения наболевших проблем с их отпрыском. Зачем школьникам «спецназ» примирения и как он действует, мы выяснили с помощью учителей, учеников, а также их родителей.

Будут разрешать межличностные конфликты

На сегодня работа по созданию служб примирения ведется в 400 школах столицы. Почти в каждой из них преподаватели уже прошли специальное обучение, а в 127 новые службы уже вовсю примиряют. А кого с кем, мы поинтересовались у тех, кто уже наблюдал деятельность школьной службы примирения (ШСП) своими глазами. 

- ШСП или так называемая медиация подключаются в случае любого конфликта – между учениками, между учеником и учителем, между педагогом и родителями и так далее, - поясняет психолог одной из школ Новой Москвы.

- Это похоже на совет дружины во главе со «старперкой» - старшей пионервожатой, - объясняет свое видение бабушка ученика школы, где ШСП уже вовсю действует. – Вот нынешним бы деткам такую, как была у нас – непредвзятая, прямая энергичная, всей душой в жизни школы, знала все и о каждом. Ссоры, драки, если кто-то нагрубил учителю или товарищу, первым делом это становилось известно «старперке», у нее свои глаза и уши из активистов были везде. Хотя мы ей и без этого доверяли, чувствовали, что она за нас. Нашей «старперке» было не больше 20, мы ее воспринимали не как учителя, а как старшего товарища, некоторые даже за советом ходили к ней в пионерскую комнату. И ей действительно удавалось примирить даже самых заклятых врагов и приструнить самых заядлых забияк. Больше всего перемирий и примирений происходило в походах, куда она возила нас. Ехала с целым классом одна, иногда на день, а бывало, что и на несколько, и никого из взрослых больше с нами не было, «старперке» помогали только члены советы дружины. Сейчас так уже нельзя и это правильно, времена другие. Но воспоминания самые добрые!

Подозреваю, что самим учащимся даже неведомо, что в их школе заработал некий загадочный «миротворческий спецназ», но ошибаюсь.

- В моей школе пока такого нет, но в гимназии моего друга уже появилась такая служба, - делится столичный десятиклассник Егор. – Мой друг и его родители считают, что ее создали очень вовремя, а то у них до драк доходит. И не только среди учеников, на последнем звонке у выпускников папы подрались. 

- Из-за чего?!

- Из-за телевизора. Насмотрятся и давай спорить, возмущаться или советы давать. У всех почти сейчас дома так, мои не исключения. Моя бабушка с мамой уже больше месяца не разговаривает, не здоровается и не ставит ей тарелку, когда на стол накрывает. А школьники, они что дома слышат, то в школе и повторяют. И получают за это от тех, кто слышит дома другое. Так что «спецназ» нам очень кстати.

Если перевести эмоциональное высказывание школьника на педагогический язык, то получается аккурат официальная формула ШСП: школа - модель социума, где каждый вправе иметь свое мировоззрение. Служба примирения – это не суд, а «модератор» спора, не позволяющий сторонам навязывать свое мнение путем давления, оскорбления или физического воздействия на собеседника. А вот из комплексного плана Совета дружины московской школы конца 80-х: «Учить коллектив жертвовать личными привычками во имя общей цели лучше с помощью доверительной беседы на объединяющем мероприятии (концерт самодеятельности, поход, выездное заседание советы дружины).

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28791 от 27 мая 2022

Заголовок в газете: В школы приходят миротворцы

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру