Учителя резко отозвались на отклонение закона о повышении им зарплат

Или надо пересматривать ставки, или перестать требовать «сверх»

Нашумевший законопроект о повышении зарплат учителям отклонили в Госдуме. Профильные комитеты и кабмин сочли его нереализуемым. Мол, нереально это — учителям платить за работу фантастические два размера МРОТ в качестве базовой ставки. В Свердловской области, например, это будут 32 тысячи рублей на учителя...

Или надо пересматривать ставки, или перестать требовать «сверх»

тестовый баннер под заглавное изображение

На этот закон учителя надеялись давно. Поручения «что-то сделать с учительскими зарплатами» звучали на уровне правительства, Минпросвещения докладывало, что у 75% учителей в регионах доходы ниже прожиточного минимума...

В начале 2021-го из Госдумы сообщали, что комитет по образованию и науке рассматривает два законопроекта. Один об утверждении базовой ставки учителей: она должна стать такой, чтобы гарантированная часть оплаты за минимальную норму учебной нагрузки (18 часов) была не ниже, чем 70% от средней зарплаты по региону.

— Тогда же, год назад, подсчитали — прослезились, — говорит замдиректора школы Виктор Даниловский. — Во-первых, поняли, что в регионах нет единой системы расчета оплаты для учителей. Кто в лес, кто по дрова. Разная тарификация, разная система выплаты стимулирующих, премиальных и проч. И тема тогда заглохла.

И вот сейчас надежды рухнули окончательно. Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов назвал внесенный законопроект «нереализуемым на практике». Мол, не прописаны там нормативные механизмы, да и вообще мутная какая-то идея, не согласуется она «с нормами кодекса».

Не одобрили «2 МРОТ» для учителей и в правительстве. Сказали что для реализации законопроекта потребуются дополнительные бюджетные ассигнования — где их взять? «Денег нет, но...» дальше вы знаете. В Совфеде комитет по просвещению также выступил против «непроработанного» закона.

— А только-то и надо, что сделать ставку не 18 часов, чего в принципе не бывает, разве что только у совместителей, а 22-24 часа, и оплату за нее как за 36 часов сейчас, — говорит учитель физики из Королева, Олег. — Но нас, учителей, не спросили... И еще отдельные ставки для педагогов дополнительного образования: разная внеурочка, кружки, продленка. А то от педагогов требуют все больше и больше, а платят за это все меньше. 

На нас уже сейчас висят: работа с отсутствующими или надомниками, подготовка к ЕГЭ на высокий балл, участие в конкурсах, классные руководства... Или надо пересматривать оплату труда, или перестать требовать «сверх». 

Стимулирующие, подъемные, доплаты за классное руководство — добавки к учительском зарплатам, которые не гарантированы. Школьные, и не только, администрации этим активно пользуются. Вот что на условиях анонимности сообщила «МК» учительница математики Мария из Саратовской области:

— Представьте: 25 июня, воскресенье, мы отдыхаем, только сбросили ЕГЭ. Приходит приказ — утром в 7.45 всем быть на бульваре в белых футболках без логотипов и картинок и в джинсах. Будет городская зарядка. За отказ — УВОЛЬНЕНИЕ! (крупные буквы в приказе). Без всякой оплаты.

— А у нас учителя получили категоричный приказ летом... стеречь водоемы, - добавляет Анна. - Речки и пруды. Мол, места, где купание запрещено, должны патрулировать сотрудники МВД, но их не хватает. А учитель всегда под боком, со своими 56 днями отпуска.

Об интересном нововведении в школе сообщают из Саранска:

— В следующем учебном году директор хочет сделать в школе ШПД (школу полного дня), —  рассказывает Елена. —  Вроде бы тоже какое-то распоряжение пришло. Но из бюджета денег нет - и тем не менее директор сказала, что продленка будет и учителя должны «впрячься». Надо не только в классе сидеть, водить на обед, гулять, но и делать с детьми домашнее задание. Зарядку еще в перерывах. «За напряженый труд», как она же выразилась, мы получим «сверх» по 5 тысяч рублей.

Следует добавить, что и Мария, и Анна, и Елена в ближайшие дни намерены написать заявления об увольнении — потому что последняя надежда на мало-мальски нормальную жизнь была связана именно с законом о базовой ставке для учителей. А теперь оставаться в школе невозможно — даже при всей их любви к детям...

О причинах отклонения законопроекта о повышении базового уровня оклада труда для учителей «МК» поговорил с первым зампредседателя Комитета по образованию и науке ГД РФ Олегом Смолиным.

— Причина очевидна — государство не хочет тратить деньги на учителей и на образование, — считает Смолин. — Могу добавить, что, по данным ЮНЕСКО, Россия по доле расходов бюджета на образование в 2012 году занимала 98-е место в мире, а в 2018-м — уже 120-е.

Есть данные о том, что самую высокую зарплату в реальном исчислении наши учителя получали именно в 2012 году. С тех пор, с пересчетом на реальную ставку, заработная плата учителей только снижалась. Это первая причина.

А вторая — нежелание парламентского большинства принимать самостоятельные решения. Вот если бы президент дал команду — с восторгом бы приняли. А коль это инициатива Госдумы, двух ее фракций, то с чувством глубокого удовлетворения отклоняют.

Самое печальное заключается в том, что кадровый кризис в большинстве регионов нарастает. Если все продолжится так и дальше, качество образования неизбежно будет снижаться.

И по большому счету это даже не закон про учителей. Это закон про детей и внуков, в том числе и для депутатов. Их дети, правда, в основном учатся в Москве...

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28809 от 23 июня 2022

Заголовок в газете: МРОТ в рот

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру