Карьерный эксперт объяснил, что делать, если «коллега раздражает»

Россияне на работе стали чаще конфликтовать: связано с повышенной напряженностью

В России стали чаще конфликтовать на работе. Согласно свежему соцопросу, каждый третий работник признался, что имеет такой опыт. «МК» узнал у экспертов в области трудовых отношений почему это происходит и как себя вести, если какой-то коллега тебя раздражает или, наоборот, с трудом терпит тебя.

Россияне на работе стали чаще конфликтовать: связано с повышенной напряженностью

Наши сограждане в целом стали значительно чаще конфликтовать на работе по сравнению с доковидными временами: вдвое увеличилось и число сотрудников, когда-либо ссорившихся с коллегами, и тех, кто ругался с начальством. Об этом сообщается в исследовании портала по поиску работы. 36% работников признались, что имели опыт служебных конфликтов. Поводом для размолвок с коллегами, судя по ответам, могут служить не только рабочие дела, но и личная жизнь, личные предпочтения, политические и общественные взгляды и пр. В то же время число тех, кто счастливо избежал любых ссор, выглядит весьма оптимистично: почти половина, 49% опрошенных. Чуть больше (51%) никогда не выясняло отношений с начальством.

По словам психолога и карьерного консультанта Светланы Ленковой, рост конфликтных ситуаций в коллективах связан, прежде всего, с общим состоянием напряженности и нервозности у людей.

– Мы все пережили трудные ковидные времен, сейчас непростая экономическая и политическая обстановка, – рассказала «МК» Ленкова. – У людей сдают нервы, и иногда ссора в коллективе возникает на пустом месте: где раньше человек мог промолчать, сейчас он с пол-оборота заводится.

Вот один из примеров ссор «на пустом месте» от Ангелины из Подмосковья, работающей в интернет-издании.

«Недавно я сильно повздорила с коллегой, которую считала подругой. Все из-за разницы в наших характерах, – рассказала 40-летняя Ангелина. – Я очень дотошная, гиперответственная, все по сто раз проверяю, а она рассеянная, этакая творческая натура. Однажды я попросила ее исправить кое-что по моему проекту (меня не было в офисе), она пообещала, но забыла. А потом пояснила: «Да это ж мелочь!» Я обрушила на нее весь свой гнев, поскольку для меня эта «мелочь» была важной, обозвала ее «тупой», она припомнила в ответ какие-то мои рабочие «ляпы». Наши отношения испорчены, я общаюсь с ней сдержанно, только по рабочим моментам, но трудиться бок о бок с ней мне некомфортно...».  

- Какие советы вы можете дать, если какой-то коллега раздражает и нужно преодолевать себя, чтобы общаться с ним? – обращаюсь к Светлане Ленковой.

- Попробовать разобраться в себе, почему этот коллега вам не нравится. Очень часто бывает, что человек не нравится, потому что в нем есть те же качества, что и у вас, то есть это такое «зеркало». Подумать, как можно наладить отношения с коллегой. Может, у него нелады в семье, и от этого бывают срывы на коллег. Или же, второй вариант, просто не обращать на него внимания, абстрагироваться от этой ситуации и спокойно заниматься своими рабочими обязанностями. Не могут все подряд люди нравиться. Таким образом, вы с ним выстраиваете только рабочие отношения, и больше никаких коммуникаций не строите.

- Понятно, что конфликты с начальством в большинстве случаев ведут к увольнению сотрудника. А часто ли ссоры между коллегами становятся причиной смены человеком работы?

- Мы много времени проводим на работе – если брать офисных работников, то это 40 часов в неделю. И большей части людей хотелось бы приходить в хороший, доброжелательный коллектив. И если коллектив – террариум, то работники, для которых важна психологическая обстановка на рабочем месте, увольняются. Я знаю много случаев, когда люди уходят даже на меньшую зарплату, чем на их нынешней работе, если там хороший коллектив, с которым у них складывается больше взаимопонимания.

Со своей стороны, Нинель Бокман, руководитель направления медиации hh, объяснила «МК», что работники конфликтуют, когда не понимают целей, то есть истинных намерений друга. А все непонятное, тем более, высказанное с негативно эмоциональной окраской, вызывает у человеку тревогу, он воспринимает ее как угрозу для себя.  

- Все дело в несовершенстве коммуникаций, которые не выстроены, – говорит эксперт. – Конфликт – это, как правило, неправильно поданная или принятая информация. Это происходит от того, что мы сами про себя не можем сказать, что нами действительно движет в данном конфликте, а понять мотивы собеседника, если он их не озвучивает (а то и сам не знает), просто невозможно...

- Должен ли начальник выстраивать такие коммуникации между подчиненными?

- У начальства, скорее всего, в силу занятости другими задачами, нет ресурса для этого. Должен быть специальный отдел в компании (подразделение в HR-отделе), который помогает преодолевать такие трудности. Чем больше у сотрудников беспокойства, чем у них меньше психологической безопасности, тем хуже они работают. Эффективность работы напрямую зависит от этого.

По мнению Нинель Бокман, у конфликтных сотрудников меньше шансов на построение удачной карьеры. Руководителю не нужен в качестве лидера коллектива человек, который постоянно находит причины для ссор с другими сотрудниками и дестабилизирует команду.  

Сегодня, как мы все знаем, в коллективах можно наблюдать немало недопониманий и конфликтных ситуаций из-за разных взглядов на текущую ситуацию.

– Давайте все-таки будем толерантными и поймем, что у людей могут быть разные позиции и они имеют на это право. Мы все равные, и мы все разные. У нас один и тот же набор ценностей, но комбинация позиций из этого набора у каждого своя. Но при этом мы не должны заниматься «миссионерством» и обращать в свою веру всех окружающих, потому что это и есть нарушение их психологической безопасности, которое может быть источником конфликтов, – резюмирует Бокман.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру