Продюсер Литягин рассказал о наследии группы «Мираж»: «Галкин сделал подлянку»

Накануне дня рождения создатель поп-ансамбля признался, почему уехал в Европу и что происходит с его легендарным детищем

Несколько лет назад основатель и бессменный руководитель группы «Мираж» Андрей Литягин как будто бы пропал со светских радаров, на тусовках его особо не было видно. Казалось, Литягин собирается отойти от дел, но нет, просто формат жизни продюсера значительно изменился. Композитор, автор многочисленных хитов перебрался жить в Европу, где и встречает свой 61-й день рождения 20 сентября. «МК» пообщался с именинником и выяснил, как сейчас ему живется за рубежом, зачем он судится с бывшей солисткой Маргаритой Суханкиной и почему продюсер предпочитает не водить дружбу в российском шоу-бизнесе.

Накануне дня рождения создатель поп-ансамбля признался, почему уехал в Европу и что происходит с его легендарным детищем
Фото предоставлены пресс-службой

— Андрей, для начала хотелось бы поздравить с наступающим днем рождения. Правда, он выпадает на середину недели, как будете отмечать?

— У меня очень много работы в студии. Я живу в Европе, и здесь не любят бездельников. Поэтому приходится постоянно что-то делать. И если я беру какие-то небольшие работы — рекламные саундтреки или кино, — я должен соблюдать график. Так что в день рождения я буду на работе.

— Не секрет, что вы были у истоков шоу-бизнеса 80–90-х и еще помните, как тогда отмечали дни рождения. Наверное, можно было и сорить деньгами...

— На самом деле денег мы зарабатывали очень много, а купить на них было практически нечего: ни квартиру, ни машину; а одежду, технику и аппаратуру — только у спекулянтов. Тогда какие-то квадратные метры на человека высчитывались, какие-то лимиты устанавливались. Иномарку было очень сложно достать. Ничего не продавалось. Да, жили на широкую ногу, да, было весело, но убого. Это был крик души людей, которые не имели таких денег, и вдруг они у них появились. И им нужно было часть этих денег потратить, чтобы привыкнуть к этим большим гонорарам и не стать зависимыми. Вот, собственно, мы и привыкали. Мы жили весело, но я без умиления вспоминаю те годы. Лучше об этом забыть.

— Почему вообще решили переехать в Европу?

— Я очень любил советскую аудиторию, продолжаю любить российского слушателя. Я сделал прекрасные проекты — «Мираж» и «Маленький принц», и на моей музыке растет уже третье поколение слушателей. Я искренне доволен тем, что моя музыка уже стала классикой и фактически иконой стиля. Но по аналогии со спортом отвечу так: любой спортсмен хочет выиграть мировой чемпионат. Это нормальное, здоровое тщеславие. У себя в стране я уже был первым, теперь хочу заявить о себе миру. Чтобы чувствовать рынок, нужно изучить его изнутри. Поэтому я стараюсь быть здесь. Есть и чисто материальная причина. Здесь платят хорошие деньги, которых мне хватает и на благополучную жизнь, и на содержание студии, где я могу заниматься проектом, который мечтаю реализовать.

Я здесь уже седьмой год. Конечно, не бывает идеального места, где нравится абсолютно всё! Весь вопрос в том, комфортно работать или некомфортно. Мне комфортно. У меня прекрасная студия в замечательном месте на берегу моря. Я владею несколькими языками: английским в совершенстве, немного говорю по-испански, немного по-эстонски, немного по-фински. Я жил и в США, и в Панаме, и в Латинской Америке. Благодаря знанию английского я везде чувствую себя как дома. Я человек мира, воспринимаю нашу планету как единый дом и со всеми людьми быстро и легко устанавливаю контакт.

Фото предоставлены пресс-службой

— Не скучаете по России?

— Скучаю, конечно. Приезжаю, правда, не так часто, навещаю родных и близких. Но я там, где моя музыка, моя студия, моя работа.

— Какие творческие планы у вас сейчас?

— Я хочу запустить англоязычный проект, который по-настоящему выстрелит. Но это не так просто и не так быстро, в том числе из-за подбора солисток: нужно сделать так, чтобы это всех устроило, чтобы было взаимопонимание и одно видение будущего.

Моя работа делится на две части. Первая — которую я делаю, как говорится, для поддержания штанов. Это позволяет мне нормально жить в Европе, и я не особо стеснен в средствах. С основным проектом сложнее. Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что таких, как я, здесь пруд пруди. Конкуренция дикая. Нужно что-то изобрести, что побьет их карту. У меня получается, но медленно и сложно. С большими усилиями. Я знаю, в каком направлении идти, но быстро это не будет. Нужно душой прочувствовать рынок англоязычной музыки и принять правильное решение. Могу сказать одно: это точно будет не танцевальная музыка, это будет серьезный поп-рок.  

— А с семьей часто время проводите?

— Я не очень люблю все эти семейные истории, потому что это личное. Все хорошо. Общаюсь с семьей. Не женат — пока не хочу, но с личной жизнью все в порядке. Езжу по разным странам, куча знакомых девушек, которые активно поддерживают во мне интерес к этой жизни!

— Оно и понятно: выглядите неплохо, кстати. Как форму поддерживаете?

— Знаете, человек искусства питается искусством. Я считаю, что если человек занимается своим делом, он всегда в форме. Потому что как только он перестает заниматься своим делом, у него появляется пузо и ряха распухает. Меня в тонусе держат моя целеустремленность и желание еще раз попробовать покорить этот непростой мир шоу-бизнеса.

— Какое для вас любимое европейское времяпровождение?

— Люблю по клубам ходить. Нужно всегда знать, какую музыку слушают. Я стараюсь следить за тенденциями: подо что народ танцует и как это можно использовать. Стараюсь бывать на мероприятиях, где много людей, следить за их реакциями и эмоциями.

Группа "Мираж". Фото предоставлены пресс-службой

— Поговорим о вашем детище — группе «Мираж». Тем более что в последнее время вокруг него масса слухов и даже судебные разбирательства. Как вообще началось знакомство с Маргаритой Суханкиной и Натальей Гулькиной? Почему взяли двух солисток?

— Я уверен, что в группе должны быть две солистки. Да, возможно, в гримерке они друг другу глаза выцарапают, зато на сцене будут соперничать, и в итоге проект будет выглядеть привлекательнее. С Маргаритой познакомился на студенческой дискотеке, а с Наташей — в Доме культуры работников коммунального хозяйства на Калужской. Одна моя знакомая сказала, что там много певиц занимается художественной самодеятельностью, и я могу приехать и послушать всех сразу. Я пришел, послушал. Там, кстати, и Светлана Разина была. Девушки выходили на сцену и пели какие-то народные песни. И Наташа вышла, что-то спела. Мне понравился ее звонкий голос. Кстати, на самом деле, когда Суханкина в первом альбоме спела три песни, а потом сказала, что больше не будет: мол, «я консерваторская», Наташа прекрасно ее заменила и спела оставшиеся пять. Прекрасный повод напомнить, что незаменимых людей нет. В том числе и среди вокалисток!

— А на что еще вы тогда обращали внимание при выборе солисток в коллектив?

— Когда я выбирал солисток, прежде всего обращал внимание на вокал. Совковый вокал сразу отметал. Блеянье в стиле «Утренней почты» с совковым взвизгиванием, вся эта цыганщина — это все не имело никакого отношения к мировой музыке. Поэтому я старался брать людей, которым не испортили голос постановкой вокала. Лучше всего подходили люди, прошедшие школу народного пения. В том числе Наталья Гулькина и Маргарита Суханкина. Как и Екатерина Болдышева, окончившая дирижерско-хоровое отделение музыкального училища им. Октябрьской Революции.

— По поводу ухода солисток из группы ходило много разговоров. Сами певицы тоже периодически высказывались  например, говорили, что их выгнали...

— Инициаторами смены солисток были всегда сами солистки. Я не помню ни одного случая, чтобы я кого-то взял и выгнал. Просто все они не привыкли работать по какой-то жесткой договоренности. Контрактов тогда не было, но были договоренности. А солистки постоянно пытались какой-то крендель выкинуть. Но вы понимаете, что проект должен функционировать как часы, иначе все разваливается.

— Вы с Маргаритой работали столько лет вместе. Как же вышло, что вы не просто поссорились, но и дошли до суда?

— Мы не ссорились. Наш суд — это вопрос утряски лицензионных отношений между двумя юридическими лицами: компанией, которая занимается делами Маргариты, и компанией, которая управляет моими авторскими правами. Я автор всей музыки группы «Мираж» и двадцати пяти процентов текстов. Чтобы исполнять мои песни, Маргарита Суханкина (ее официальные представители) должна купить у меня лицензию и получить право их петь. Авторское право — это такая же собственность, как квартира или земля. Закон нужно соблюдать.

— Вы пытались сначала договориться, прежде чем идти в суд? Все-таки она вам не посторонний человек...

— Посторонний или не посторонний, не знаю. Конечно, мы творчески связаны, но для того, чтобы проект работал, нужны жесткие договоренности. Это не понятийные договоренности. Должны договариваться фирмы. А у Маргариты, насколько я понимаю, нет права решающего голоса, и она делает то, что решили ее директора или продюсеры.

— Маргарита как-то сказала, что вы требуете миллионы за исполнение песен. А как на самом деле?

— Она за шесть с половиной лет «напела» на миллионы. По моим подсчетам, примерно на 30 миллионов, которые нужно заплатить и спокойно продолжать работу.

— Не все знают, что произошло после ухода из «Миража» Гулькиной и Суханкиной. Как разворачивались события?

— Мы с Наташей и Ритой в рамках проекта работали десять лет. Как только обязательства начали трещать по швам и перестали исполняться, монолитность проекта была потеряна. Я сказал, что меня это не устраивает, и мы начали работать с Алексеем Горбашовым и Катей Болдышевой. Мы начали работать, потому что мне интересно, чтобы проект жил и радовал на концертах своих поклонников.

С Екатериной Болдышевой. Фото предоставлены пресс-службой

— Да, вижу, непросто работать в шоу-бизнесе… А уж приятельствовать, наверное, еще сложнее. Вы, кстати, дружите с кем-то?

— Из российского шоу-бизнеса ни с кем не дружу и никогда не дружил. Общаюсь с некоторыми продюсерами, аранжировщиками и звукорежиссерами — людьми, от которых зависит технология шоу-бизнеса. Эти люди для меня интересны по всему миру. Общение с ними приносит дополнительный опыт. Я черпаю опыт у них, делюсь с ними своим. Это, безусловно, продуктивно. А понтами меряться… Не хочу. Противно.

— Неужели и подлянку кто-то делал из известных деятелей шоу-бизнеса?

— Есть такой персонаж Максим Галкин (признан в РФ иноагентом). Прекрасно знает, что я являюсь автором и создателем группы «Мираж», мы неоднократно бывали на его программе. А тут провел две программы с Маргаритой Суханкиной, представил ее как группу «Мираж», дал исполнить песню «Музыка нас связала», петь которую она не имеет никакого права. Полностью проигнорировал меня как руководителя, продюсера и композитора, зная, что я являюсь обладателем авторских прав. Это я считаю настоящей подлянкой. Сейчас по поводу того, что Маргарита Суханкина снимается в телевизионных передачах, идут суды. И так будет продолжаться, пока вопрос с нарушением моих авторских прав не будет решен.

— Ходят слухи, что Алла Пугачева должна вернуться в следующем году. Вы что-то слышали об этом?

— Я в крысиной возне не участвую. Мне абсолютно все равно, кто уехал, кто остался. Уехавшие артисты — частично совок, от которого меня воротит, частично диссиденты. Что они там делают, мне абсолютно все равно. Я уехал, чтобы про них не слышать. Так что этот вопрос не ко мне.

— Вернувшемуся и вновь уехавшему Дане Милохину стоит послужить в армии, на ваш взгляд?

— Я, к счастью, не в курсе, кто это такой. И потому у меня нет мнения по этому поводу.  

— А вы сами не служили?

— Не служил. Я окончил Московский авиационный институт. У нас была военная кафедра, и мы из института вышли лейтенантами. Так что военная служба обошла меня стороной.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29119 от 21 сентября 2023

Заголовок в газете: Продюсер Андрей Литягин: «В крысиной возне не участвую»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру