Нобелевскую премию по медицине дали за разработку вакцин против COVID-19

Лауреатами стали ученая из Венгрии и американский врач

Нобелевская неделя началась в понедельник, 2 октября. Традиционно она открывается с присуждения награды в сфере медицины и физиологии. Лауреатами 2023 года стали Каталин Крико и Дрю Вайсман – за их открытия, касающиеся модификаций нуклеозидных оснований, которые позволили разработать эффективные мРНК-вакцины против COVID-19.

Лауреатами стали ученая из Венгрии и американский врач

Традиционно в прессе и специализирующихся на науке интернет-ресурсах высказываются прогнозы, кто же станет лауреатом самой престижной премии. Среди вероятных победителей, в частности, называлось имя Каталин Карико — венгерской и американской ученой-биохимика, специализирующейся на РНК-опосредованных механизмах. И тут авторы прогнозов угадали.

Это 68-летняя дочь мясника и бухгалтера из венгерского Кишуйсаллаше, чьи исследования заключались в разработке транскрибируемой in vitro мРНК для белковой терапии, ее специализация включает генную терапию на основе информационной РНК, РНК-индуцированные иммунные реакции, молекулярные основы ишемической толерантности и лечение ишемии мозга.

Вторым лауреатом Нобелевской премии стал американский исследователь, учёный-врач Дрю Вайсман, биохимик, наиболее известный своим вкладом в исследование РНК. Его работа помогла разработать эффективные мРНК-вакцины, наиболее известными из которых являются вакцина против COVID-19 производства BioNTech/Pfizer и Moderna.

Наряду с Каталин Карико Дрю Вайсман получил множество наград, в том числе в 2021 году премию за клинические медицинские исследования Ласкера-Дебейки.

Карико и Вайсман способствовали беспрецедентным темпам разработки вакцин

Открытия двух лауреатов Нобелевской премии имели решающее значение для разработки эффективных мРНК-вакцин против COVID-19 во время пандемии, которая началась в начале 2020 года. Благодаря своим новаторским открытиям, которые коренным образом изменили наше понимание того, как мРНК взаимодействует с нашей иммунной системой, лауреаты внесли свой вклад в беспрецедентные темпы разработки вакцин во время одной из величайших угроз здоровью человека в наше время.

Также в прогнозах звучало имя американского учёного, члена Национальной академии наук США, лауреата многих престижных премий Артура Хорвича, чьи труды в основном посвящены цитологии – то есть разделу биологии, изучающий живые клетки, их органеллы, их строение, функционирование, процессы деления, старения и смерти.

Обсуждалась в прогнозах и кандидатура бывшего советского, а ныне американского ученого-биохимика Александра Яковлевича Варшавского, перебравшегося на Запад из СССР еще в конце 1970-х. Его научные труды посвящены роли убиквитина в клеточном цикле, апоптозе, малигнизации, процессах воспаления и иммунного ответа. Варшавский также известен как автор принципиального метода целенаправленного уничтожения раковых клеток путём гомозиготных делеций ДНК.

Еще одна обсуждавшаяся в прогнозах кандидатура – немецкий учёный, лауреат многих престижных премий Франц-Ульрих Хартль, чьи труды в основном посвящены биохимии и цитологии. С 1997 года директор Отдела клеточной биохимии Института биохимии Общества Макса Планка. В 2003-2005 гг. – президент Общества биохимии и молекулярной биологии.

В прошлом году лауреатом стал шведский биолог, специалист по эволюционной генетике Сванте Паабо – «за его открытия, касающиеся геномов вымерших гоминидов и эволюции человека». Любопытно, что за сорок лет до этого нобелевскую награду в этой же области получил и его отец Суне Бергстрем, прославившийся исследованием простагландинов, гормоноподобных веществ, которые контролируют ряд важных процессов в организме. В 1950-х годах Сунебергстрему удалось получить чистые простагландины и определить химическую структуру двух важных примеров - PGE и PGF. Он также показал, что они образуются в результате превращения ненасыщенных жирных кислот. Простагландины используются в качестве лекарств; например, для того, чтобы вызвать схватки во время родов, вызвать аборты или снизить риск развития язвы желудка во время лечения другими фармацевтическими препаратами.

По состоянию на прошлый год только двенадцать женщин были удостоены Нобелевской премии по физиологии и медицине (и лишь Барбара Макклинток единственная из них стала в 1983 году единоличной обладательницей премии, не разделив ее с другими лауреатами). В последний раз «нобелевской» в этой области стала китаянка Ту Юю – в 2015 году ее наградили «за открытия, касающиеся нового метода лечения малярии».

«Нобелевская премия обычно присуждается людям, которые сделали открытия 20, 30, 40 лет назад. В восьмидесятых и девяностых годах в университетах было не так много женщин на тот момент на руководящих должностях», – поясняет такой «гендерный перекос» Дэвид Пендлбери, старший аналитик Института научной информации исследовательской компании Clarivate, который делает нобелевские прогнозы, исходя из того, насколько часто ученые цитируют ключевые статьи тех или иных исследователей.

Тот факт, что ни один из лауреатов прошлого года в области медицины и физиологии не был женщиной, для некоторых критиков стал еще одним свидетельством системной предвзятости в науке, несмотря на то, что все больше и больше женщин участвуют в научных исследованиях.

Но в этом году награждением Карико этот «недостаток» был исправлен.

Лауреатов по медицине и физиологии определяет состоящая из пятидесяти профессоров Нобелевская ассамблея Каролинского университета (Стокгольм) орган. Ежегодно Нобелевский комитет рассылает запрос на номинацию широкому научному сообществу. Ассамблея Каролинского университета ищет номинантов для выдвижения от 1 до 3 человек, сделавших важное открытие в физиологии или медицине (при этом не допускается самовыдвижение – то есть никакой ученый не может номинировать сам себя, но члены научных сообществ, деканы медицинских школ, лауреаты Нобелевской премии и другие деятели науки, получившие запрос от ассамблеи, могут выдвинуть кандидатуру для награждения).

Номинации на Нобелевские премии держатся в секрете в течение 50 лет. После рассекречивания обнаруживаются любопытные факты. Так, австрийский невролог и основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939) на Нобелевскую премию по физиологии или медицине номинировался аж 32 раза, но так и не был награжден. В 1929 году Нобелевский комитет по медицине привлек эксперта, который пришел к выводу, что в дальнейшем исследовании Фрейда нет необходимости, поскольку работа Фрейда не имеет доказанной научной ценности. Фрейд также был однажды номинирован на Нобелевскую премию по литературе 1936 года лауреатом Нобелевской премии Роменом Ролланом, знакомым Фрейда.

Согласно правилам, установленным в 1895 году шведским промышленником Альфредом Нобелем, задача отборочной комиссии усложняется тем, что премией могут быть отмечены не более трех человек, тогда как следует учитывать совместный характер многих научных исследований.

За период с 1901-го до 2022 года нобелевская премия в области физиологии и медицины присуждалась 113 раз – и приблизительно в трети случаев награду присуждали только одному лауреату (так было 40 раз – в том числе и в прошлом году). И приблизительно по трети пришлось на случаи, когда награждали двух (34 раза) и трех (39 раз) ученых. Всего медицинского «Нобеля» присудили за 120 лет 225 ученым.

Самым молодым лауреатом в области медицины по-прежнему считается Фредерик Бантинг, которому ко времени присуждения ему в 1932 году премии за открытие инсулина было только 32 года. А самым пожилым в истории этой номинации нобелевцем остается американский ученый Пейтон Роус, который сделался лауреатом в 87-летнем возрасте в 1966 г. за открытие онкогенных вирусов. Средний же возраст награжденных составляет 58 лет. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру