В мае 2000 года страны подписали договор о сотрудничестве в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Сейчас белорусская сторона отозвала соглашение и намерена уведомить об этом решении Киев. «Прекратить действие соглашения между правительством Беларуси и Кабинетом министров Украины о сотрудничестве в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации», — говорится в постановлении Совета министров.
В середине октября белорусская сторона также расторгла с Украиной соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях. Ранее такое же решение приняли в Киеве.
Теперь, если украинский преподаватель решит перебраться в Белоруссию, трудоустроиться ему будет не так просто. С начала года, напомним, в Белоруссию въехали 52 932 гражданина Украины – по данным белорусского Госпогранкомитета. Транзитом через Польшу в Беларусь прибыли 38 696 украинцев, через Литву – 12 009, через Латвию – 2 222, через Украину – 5. Сколько из этих людей осталось в стране, не сообщается.
Как сильно новое решение может осложнить жизнь профессорам с Украины и для чего оно необходимо, «МК» рассказал белорусский политолог Алексей Дзермант:
— Дело в том, что особенности преподавания на Украине привели к тому, что сейчас в стране идут боевые действия. Поэтому мы должны относиться с определенным вниманием к тем, кто имеет украинскую высшую квалификацию в области преподавания. Мы не должны автоматически их признавать, необходимо проверить этих людей, чтоб не допустить националистической пропаганды в Беларуси.
— Затронет ли это решение профессоров, которые уже преподают в белорусских вузах?
— Я думаю, что нет. Закон обратной силы не имеет. Это не будет распространяться на тех, кто уже работает в стране. Тем более, вероятнее всего , они уже подтвердили свою квалификацию в Беларуси.
— Много ли граждан Украины приезжают работать в вузах в Белоруссии?
— Я не назвал бы это массовым явлением. Но пришло время заняться и этим вопросом. Не думаю, что это много кого затронет, но кого-то, конечно, коснется.
— Это стало ответной мерой на действия Киева?
— Не сказал бы, что это так. Тут именно вопрос отношения к идеологии Украины и к чему она привела. Нужно держать это под контролем.