Ученые подробно объяснили вред бытовой химии

Грозит, в частности, склерозом

О вреде бытовой химии писалось не раз. В чем только ее не обвиняли! И аллергию она вызывает, и в легкие попадает, и глаза с кожей разъедает. Недавно к этой коллекции добавилась еще одна фобия. Американские ученые выяснили, что чистящие порошки отравляют мозг. И чем чистоплотнее хозяйка, тем больше у нее шансов получить рассеянный склероз в старости. Если же к уборке привлекать детей, то у несовершеннолетних может развиться аутизм.

Грозит, в частности, склерозом
Фото: freepik.com

Проверить арсенал домохозяек решили ученые из университета «Кес Вестерн Резерв». Они подвергли тщательному исследованию более 1800 наименований порошков, капсул, гелей, растворов, которые продаются в местных магазинах. Выводы не заставили себя ждать. Оказалось, что почти 20 процентов бытовой химии вредоносна для клеток мозга и центральной нервной системы.

Но на этом выводе ученые не остановились. Они проверили связь между ядами из чистящих средств и различными аутоиммунными, неврологическими и психическими заболеваниями. Выяснилось, что опасные вещества, входящие в состав «волшебной» бытовой химии, могут вызвать как минимум десять хворей. Среди них самыми очевидными и вероятным являются рассеянный склероз и аутизм.

- Первым больше всего рискуют заболеть взрослые в пожилом возрасте. У сформировавшегося организма есть мощные рычаги противостояния веществам. Но все же опасные элементы накапливаются в клетках тканей и костей. Со временем они попадают в мозг и вызывают необратимые изменения, - рассказал один из исследователей.

Что касается детей, то их юный организм более подвержен воздействию негативных химических веществ. Яды влияют на их нервные клетки, а также развивающийся головной мозг. Отсюда и вероятность получить различные формы аутизма.

Результаты исследования ученые опубликовали в авторитетном журнале Nature Neuroscience.

«МК» попросил прокомментировать опыт заокеанских коллег российского химика Евгения Кожемякина.

- Что поделать, мы живем в мире бытовой химии. Это относится не только к чистящим средствам, но и шампуням, косметике, декоративным лакам. ПАВы, входящие в состав шампуней, могут взывать анафилактический шок, а разноцветный лак мало того, что токсичен, он еще и содержит массу тяжелых металлов. Этим же грешит вся косметика. Но трудно представить себе мир без бытовой химии. Поэтому я не призываю отказываться от нее и румянить щеки свеклой. Но время от времени советую делать своеобразный детокс. Вместо средства от накипи, например, применить лимон, а взамен чистящих порошков на основе хлора – обычную соду. Сейчас близится сезон весенней мойки окон. Вместо агрессивных аэрозолей можно прекрасно очистить стекло спиртом, уксусом или мелом.